В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03 средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ, и, соответственно, не подлежат налогообложению налогом на прибыль
При этом Президиум ВАС РФ руководствовался положениями ч. 3 ст. 35 Закона РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), предусматривавшей финансирование подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел в том числе за счет средств, поступающих на основе договоров.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ определено, что по существу Законом "О милиции" предусмотрен особый способ целевого финансирования подразделений вневедомственной охраны за счет средств, полученных от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Однако следует иметь в виду, что Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (далее - Закон N 186-ФЗ) действие ч. 3 ст. 35 Закона "О милиции" в части финансирования подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров, было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Статьей 19 Закона N 186-ФЗ было установлено, что начиная с 2004 г. средства, поступающие подразделениям органов внутренних дел МВД России от осуществления деятельности по охране имущества юридических и физических лиц и предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством РФ, зачисляются в полном объеме в доходы федерального бюджета.
Средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны за услуги по охраной деятельности на основании заключенных в 2004 г. договоров с организациями и гражданами, не могут рассматриваться как особый способ целевого финансирования подразделений вневедомственной охраны, то есть не являются целевыми и должны учитываться подразделениями вневедомственной охраны в составе доходов в соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК РФ.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел оказывают услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, т. е. на возмездной основе.
Плата, получаемая организациями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, в соответствии со ст. 39 НК РФ, является выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль учитывать в 2004 г. в составе расходов средства, перечисленные на основании заключенных договоров подразделениям вневедомственной охраны, если подразделения вневедомственной охраны учитывают данные средства в составе доходов от реализации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 2006 г. N 03-03-02/170
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Порядок создания, реорганизации и ликвидации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2003 N 5953/03 было принято решение о том, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 Кодекса, и, соответственно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Таким образом, налогоплательщики налога на прибыль организаций, согласно п. 17 ст. 270 Кодекса, не учитывают для целей налогообложения указанным налогом расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с момента принятия решения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, то есть с 21 октября 2003 г.
При этом сообщаем, что п. 16 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) в ст. 264 Кодекса внесены изменения, согласно которым в состав прочих расходов включаются, в частности, затраты на оплату услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 указанного Закона данное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Изложенная выше позиция неоднократно высказывалась ранее Минфином России и ФНС России, и достаточных оснований для ее изменения, по нашему мнению, не имеется.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М. А.МОТОРИН
24.07.2006