В каком порядке организации следует исчислять в 2006 г. налоговую базу по земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности, в случае если он расположен на территории нескольких муниципальных образований?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 указанной статьи).
Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2006 г. определяется как кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, по состоянию на 1 января 2006 г. Кадастровая стоимость земельного участка определяется органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Правительством РФ.
В случае если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, земельный налог исчисляется отдельно в отношении каждой его части исходя из кадастровой стоимости всего земельного участка и доли площади участка, приходящейся на каждое муниципальное образование, в общей его площади.
Организация самостоятельно исчисляет земельный налог на основании сведений государственного земельного кадастра и уплачивает его в бюджет каждого муниципального образования, на территории которого находится соответствующая часть земельного участка (п. 3 ст. 391 и п. 3 ст. 397 НК РФ).
Налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения каждой доли земельного участка. При этом в разд. 2 Декларации указывается один и тот же кадастровый номер земельного участка, а коды ОКАТО - соответствующего муниципального образования.
Е. Н.Коломина
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости
21.07.2006