Налоговой инспекцией составлен протокол о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в оформленном протоколе произведена запись "Протокол составлен в присутствии главного бухгалтера" и имеется его личная подпись. Других документов, кроме акта о проведении проверки выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, к протоколу не приложено. Достаточно ли указанных документов для привлечения организации к административной ответственности?

Ответ: Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении юридическим лицом административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о данном лице, объяснения его законного представителя, в отношении которого возбуждено дело. При составлении протокола законному представителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол подписывается законным представителем юридического лица, и по его просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Следовательно, при отсутствии документов, подтверждающих полномочия главного бухгалтера как законного представителя юридического лица, указанное должностное лицо не вправе выступать в качестве законного представителя организации при рассмотрении дела в государственных, правоохранительных, судебных и иных органах.

Кроме того, ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает рассмотрение дела об административных правонарушениях с участием законного представителя, а не в присутствии, что необходимо отразить в тексте протокола.

Исходя из изложенного, в связи с тем что административным законодательством не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), налоговым органом нарушен порядок производства по делу об административном правонарушении и надлежит прекратить производство по делу о привлечении организации к административной ответственности.

В. П.Колодий

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

20.07.2006