В акте проверки выполнения организацией законодательства о контрольно-кассовой технике налоговым органом зафиксировано, что кассовый аппарат имеет неисправный блок электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ). Может ли организация за указанное нарушение привлекаться к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за продажу товаров без применения контрольно-кассовой техники (контрольно-кассовых машин)?

Ответ: Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 содержится перечень нарушений, которые следует понимать как неприменение контрольно-кассовых машин (контрольно-кассовой техники).

Согласно указанным разъяснениям такими нарушениями являются:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба центра технического обслуживания отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

Ответственность на законодательном уровне за использование контрольно-кассовой техники без ЭКЛЗ или с неисправным блоком ЭКЛЗ отсутствует, не упомянута она также и в указанных разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного привлечение налоговым органом к административной ответственности организации за использование контрольно-кассовой техники без ЭКЛЗ или с неисправным блоком ЭКЛЗ возможно лишь при условии наличия доказательств, что работа кассового аппарата с неисправным блоком ЭКЛЗ привела к нарушениям, перечисленным в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, в порядке, установленном ст. ст. 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В. П.Колодий

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

20.07.2006