Как жить после банкротства

(Петрова В.)

("Бизнес-адвокат", N 18, 1997)

Текст документа

КАК ЖИТЬ ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА

В. ПЕТРОВА

В. Петрова, специалист I категории ВАС РФ.

Банкротство банков происходит по многим причинам. Все их можно подразделить на возникающие вне банка (инфляция, изменение налоговых ставок, изменения в законодательстве по труду, изменения в отношениях собственности, аренды и ряд других) и имеющие место внутри банка, связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала.

В настоящее время вопросы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций регулируются Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Однако в указанном Законе лишь одна ст. 11 посвящена особенностям рассмотрения дел о банках: "Коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным Банком Российской Федерации". Таким образом в данном законе все особенности банкротства банков сведены лишь к необходимости предварительного отзыва их лицензии на совершение банковских операций. Согласно действующему законодательству Центральный Банк России не вправе подавать заявление о признании коммерческого банка несостоятельным (банкротом), если не является кредитором последнего. При этом не учитываются особенности отношений субъектов кредитно - финансового рынка прежде всего связанные с публичностью функционирования кредитно - финансовых институтов, взаимоотношениями между кредиторами, вкладчиками, банками и иными кредитно - финансовыми организациями, а также взаимоотношениями с ЦБ РФ, на который возложена исключительная обязанность осуществления контроля за кредитными организациями.

Следует отметить, что еще до отзыва лицензии на совершение банковских операций необходимо провести мероприятия по восстановлению платежеспособности банка. Ведь проведение данных процедур после отзыва лицензии невозможно. Таким образом одной из основных особенностей банкротства банков является проведение досудебной оздоровительной процедуры, осуществляемой до отзыва лицензии. Поэтому особое внимание хотелось бы обратить на существующие правовые проблемы назначения и деятельности временной администрации по управлению банками и иными кредитными организациями. В компетенцию временной администрации входит выполнение функций, возложенных на органы управления банка, полномочия которых на время деятельности временной администрации приостанавливаются либо осуществляются в установленных временной администрацией пределах.

Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, возложенных на администрацию или с предоставлением временной администрацией ЦБ РФ обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации, либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

В соответствии со ст. 75 ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев. Основаниями назначения временной администрации банка, согласно Временному положению от 31 августа 1994 г. "О временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями" являются:

неспособность банка обеспечить его работу в соответствии с требованиями действующего законодательства;

неудовлетворительное финансовое состояние банка, оздоровление которого без участия временной администрации невозможно;

возникновение разногласий между органами управления банка, дезорганизующих его работу;

потеря управления банком в связи с прекращением деятельности или сменой руководства.

Однако указанные основания позволяют Центральному Банку России проводить субъективную оценку в зависимости от симпатии к тем или иным банкам. Следовательно не выполняется одна из главных задач российского банковского законодательства сегодня - адаптация российской банковской системы к меняющимся условиям экономического развития страны, обеспечение ее стабильности.

Существуют и другие проблемы при назначении временной администрации. Например, необходимо решить вопрос об ограничении компетенции банка при назначении временной администрации Центральным Банком России в какой-либо банк. Нужно ограничивать принятие новых вкладов от физических лиц на весь установленный срок проведения временной администрации. Ведь имущественное положение банка уже неблагополучно. Значит, необходимо оградить от рисков деньги будущих клиентов.

Из сказанного следует, что принятие проекта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций" имеет первостепенное значение для укрепления и оздоровления банковской системы, повышения эффективности деятельности Банка России. Проект Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" принятый в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации, разрешает многие правовые проблемы банкротства банков, но это уже другая тема.

------------------------------------------------------------------

Название документа