Организация выполняет функции инвестора, застройщика и заказчика. 1. Включаются ли в налоговую базу по налогу на прибыль расходы в виде процентов по кредитам и займам, используемым для строительства? 2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу проекта и маркетинговые исследования, осуществленные за счет средств целевых поступлений? 3. Признается ли направление средств инвесторов на погашение ранее полученных кредитов нецелевым использованием средств целевого финансирования? 4. Вправе ли организация обращаться в Министерство финансов Российской Федерации за разъяснениями по вопросам бухгалтерского учета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 03-03-04/1/599
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль при осуществлении функций инвестора, заказчика, застройщика и сообщает следующее.
1. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса определен перечень имущества, отнесенного к средствам целевого финансирования, полученного налогоплательщиком и использованного им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
2. Осуществление расходов на рекламу проекта и маркетинговые исследования, произведенных заказчиком-застройщиком за счет средств целевых поступлений, при условии, что использование средств на указанные цели предусмотрено договором с инвесторами, может рассматриваться как использование таких средств по целевому назначению. При этом расходы, осуществленные заказчиком-застройщиком за счет средств целевого финансирования, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
3. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса целевое назначение средств целевого финансирования определяется организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования.
Таким образом, если использование средств целевого финансирования на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним предусмотрено договором, заключенным заказчиком-застройщиком с инвесторами, то такое использование средств не может рассматриваться в качестве нецелевого использования средств целевого финансирования.
4. По сообщению Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета, в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения. Учитывая изложенное, в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
19.07.2006