Основным видом деятельности организации является оказание автотранспортных услуг по вывозу мусора (общий режим налогообложения). Кроме того, в небольшом количестве организация оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (ЕНВД). Как мы должны определять физический показатель, если к работам по ремонту и техобслуживанию автомобилей привлекаются штатные работники (слесарь, токарь, электрик, механик), которые заняты на ремонте собственного автопарка?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: При исчислении ЕНВД по виду деятельности "оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств" подлежит применению физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).

При этом для целей гл. 26.3 НК РФ количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).

В соответствии с разъяснениями Минфина России, содержащимися в Письмах от 13.05.2005 N 03-06-05-05/69 и от 05.05.2005 N 03-06-05-04/118, для определения среднесписочной численности работников необходимо руководствоваться Постановлением Росстата России от 03.11.2004 N 50.

Однако положениями гл. 26.3 НК РФ и вышеупомянутого Постановления не регламентирован порядок определения физического показателя "количество работников" и показателя "среднесписочная численность работников" в ситуации, когда одни и те же работники одновременно заняты в деятельности организации, подлежащей обложению ЕНВД, и деятельности, облагаемой в соответствии с иным режимом налогообложения.

Не исключено, что в такой ситуации контролирующие органы будут придерживаться позиции, согласно которой при определении физического показателя "количество работников" следует учитывать всех работников, так или иначе фактически занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД (вне зависимости от доли занятости), в том числе и задействованных в деятельности, в отношении которой организация уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (см. дополнительно Письмо Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 27.05.2004 N 07-08/11271 (ответ на вопрос N 4), Письмо Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-05-04/43).

На наш взгляд, в данном случае для определения физического показателя "среднесписочная численность работников" и, соответственно, показателя "количество работников" численность работников, занятых одновременно как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в деятельности, облагаемой в общеустановленном порядке, необходимо распределять пропорционально выручке от каждого вида деятельности. Данная позиция подтверждается Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2004 N А42-6061/04-5; ФАС Уральского округа от 13.10.2005 N Ф09-4588/05-С1, от 19.04.2005 N Ф09-1484/05-АК.

Как видим, рассматриваемый вопрос может быть спорным. В связи с этим предлагаем организации принять решение самостоятельно, с учетом изложенной информации.

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Одновременно обращаем внимание организации на то, что разъяснения финансовых и налоговых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не являются нормативно-правовыми актами, не влекут правовых последствий и, соответственно, не обязательны к исполнению налогоплательщиком, поскольку носят исключительно рекомендательный характер (п. п. 8, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Также не стоит забывать о том, что все противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Т. А.Аушев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.07.2006