Организация арендует недвижимое имущество, которое является собственностью Российской Федерации. Договор аренды заключен с ФГУП и согласован с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Договором предусмотрено, что арендная плата перечисляется в управление Федерального казначейства. В договоре есть отдельный пункт, в соответствии с которым арендатор обязан уплатить арендную плату за время фактического пользования имуществом до момента заключения договора за период с 14.04.2004 по 21.04.2005, сумма НДС при этом не указана. Обязана ли организация исчислить НДС с суммы арендной платы за этот период и уплатить его в качестве налогового агента?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ арендаторы федерального имущества признаются налоговыми агентами только в случае заключения договора аренды, в котором арендодателями являются органы государственной власти и управления.

При этом тот факт, что в рассматриваемой ситуации договор аренды согласован с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и арендная плата перечисляется в управление Федерального казначейства, на наш взгляд, не свидетельствует о том, что договор аренды заключен с органами государственной власти и управления.

Вместе с тем вопрос о признании арендатора налоговым агентом при заключении трехстороннего договора аренды, по которому арендодателем выступает орган государственной власти и управления, а унитарное предприятие является балансодержателем, в настоящий момент не нашел однозначного решения.

Так, по мнению налоговых органов, в такой ситуации организация-арендатор признается налоговым агентом (см. подробнее Письма ФНС России от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11, 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ (раздел "В целях применения пункта 3 статьи 161 НК РФ"), от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13, Письмо МНС России от 22.11.2002 N 03-1-07/2875/15-АН789).

В то же время Конституционный Суд РФ и Минфин России считают, что и в этом случае обязанность по уплате НДС лежит на унитарных предприятиях, за которыми закреплено сдаваемое в аренду имущество на праве хозяйственного ведения (абз. 3 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, Письмо Минфина России от 10.06.2004 N 03-03-11/92). Аналогичное мнение высказывают некоторые арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2005 N Ф03-А80/04-2/3814, ФАС Поволжского округа от 21.10.2004 N А72-5953/04-7/452).

В связи с этим, если в рассматриваемой ситуации ФГУП является арендодателем или балансодержателем, то организация-арендатор не является налоговым агентом и не обязана исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС, в том числе за время фактического пользования имуществом до момента заключения договора (в период с 14.04.2004 по 21.04.2005).

Т. П.Тойменцева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.07.2006