Очередность списания денежных средств со счета

(Казанцев В.)

("Российская юстиция", N 9, 1997)

Текст документа

ОЧЕРЕДНОСТЬ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО СЧЕТА

В. КАЗАНЦЕВ

В. Казанцев, кандидат юридических наук, доцент, член - корреспондент Международной академии информатизации.

Федеральными законами "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" первая часть ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 г., вторая - с 1 марта 1996 г. Установлено также, что все законы и иные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат новому Гражданскому кодексу России.

Новый Гражданский кодекс в подразделе 1 раздела 1 части первой определил основные положения российского гражданского законодательства. Оно, в частности, регулирует договорные и иные обязательства, а также имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Эти отношения могут регулироваться также и указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу; более того, если такие указы, а также постановления Правительства России все-таки противоречат ГК РФ, то применяется Кодекс, поскольку он есть федеральный закон, а первые два названных правовых документа - всего лишь подзаконные акты (ст. 3 ГК РФ). Таким образом, установлен бесспорный приоритет Гражданского кодекса Российской Федерации.

Часть вторая ГК РФ (раздел IV "Отдельные виды обязательств") содержит 25 так называемых поименованных (типичных) договоров, которые достаточно детально регламентированы в соответствующих главах. Глава 45 посвящена регламентации договора банковского счета. Само по себе открытие и ведение банковских счетов - суть банковские операции. Они регулируются финансовым законодательством (например, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"). Следовательно, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство к ним не применяется.

Вместе с тем когда банк, иное кредитное учреждение обязуются принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, а также выполнять его распоряжения, возникают договорные отношения, которые регулируются уже гражданским законодательством. Банк и клиент (владелец счета) здесь равны между собой, властное подчинение одной стороны другой отсутствует.

Следует отметить, что многие стороны деятельности кредитных учреждений традиционно находились в сфере компетенции финансового ведомства. Отношения между кредитным учреждением и клиентом регламентировались внутренними инструкциями и правилами, которые, строго говоря, не всегда можно даже именовать подзаконными актами. Это давало возможность кредитным учреждениям диктовать свои условия, устанавливать выгодные для себя порядки. Поскольку, как известно из философии, общественное сознание отстает от общественного бытия, менталитет кредитных учреждений по поводу своего верховенства перед клиентом изменяется медленно, хотя в стране уже давно идут экономические реформы. Гражданское же законодательство более чутко отреагировало на социальные перемены. В результате между двумя отраслями права - финансовым и гражданским - иногда возникают коллизии, как это и произошло по поводу ст. 855 ГК РФ.

Указанная статья определяет обязательный порядок списания банком денежных средств со счета клиента в строгой очередности. Если этих денежных средств на счете у клиента достаточно для удовлетворения всех требований, то списание их осуществляется в порядке обычной календарной очередности. Если же этих средств на всех кредиторов клиента (владельца счета) не хватает, то устанавливается иной порядок очередности. В таком случае предпочтение отдается особо значимым социальным нуждам.

В первоначальной редакции п. 2 ст. 855 ГК РФ предусматривал пять очередей. В первую и вторую очереди списание осуществляется по важнейшим исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета клиента для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов, затем списание производится для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, выплате вознаграждений по авторскому договору. Третья очередь устанавливалась для фискальных учреждений, иными словами, производилось списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Четвертая и пятая очереди предусматривались для иных исполнительных и платежных документов.

Государственная Дума приняла 18 июля 1996 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации", который был подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1996 г. за N 110-ФЗ.

Этим Законом установлено уже не пять, а шесть очередей, причем фискальные кредиторы передвинуты с третьей на четвертую очередь. Теперь в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Через десять дней после подписания Президентом России названного Закона - 22 августа 1996 г. - Министерство финансов, Федеральная налоговая служба (в настоящее время - Государственная налоговая служба) и Центральный банк России подготовили письмо в свои нижестоящие органы для сведения и руководства в практической работе. Это письмо было подписано первыми заместителями руководителей указанных органов. В письме содержалось официальное толкование Федерального закона N 110-ФЗ от 12 августа 1996 г.

Авторы письма, разъясняя своим нижестоящим органам порядок применения этого закона, сообщали, что ст. 855 ГК РФ применяется с учетом содержания ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Данная статья предписывает предприятиям сдавать до наступления срока платежа платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды. При этом указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке. В свое обоснование авторы письма сослались также на п. 3 ст. 2 ГК РФ.

Это письмо стало предметом обсуждения в Государственной Думе, вследствие чего ею были приняты 11 октября 1996 г. два постановления - "О факте грубого неисполнения статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" за N 683-II ГД и "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" за N 682-II ГД.

В первом Постановлении было отмечено, что упомянутое письмо не соответствует Гражданскому кодексу РФ, что действия финансовых и фискальных ведомств по изданию этого письма, а также отказ отозвать его рассматриваются Государственной Думой как грубое неисполнение Гражданского кодекса РФ с соответствующими правовыми последствиями для руководителей ведомств, издавших указанное письмо. Во втором Постановлении разъяснялось, что финансовые отношения регулируются Гражданским кодексом в случаях, прямо предусмотренных ГК РФ или другими законами Российской Федерации, и что ст. 855 ГК РФ как раз и регулирует финансовые отношения в части установления очередности списания денежных средств со счетов клиентов, а в случае противоречия между нормами налогового и финансового законодательств и статьей 855 ГК РФ применяется именно она. Поэтому при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявленных к нему требований кредитные учреждения обязаны производить списание денежных средств в том порядке очередности, какой установлен п. 2 ст. 855 ГК РФ.

Теория права знает два вида толкования норм права - официальное и неофициальное. Разновидностями официального толкования являются аутентическое, нормативное и казуальное; неофициального - доктринальное и текущее.

Аутентическое толкование закона принадлежит только законодательному органу, который этот закон издал. В данном случае право дать такое толкование принадлежит исключительно Государственной Думе. Только она вправе официально разъяснить принятый ею закон и порядок его применения. Это, собственно, и было сделано Постановлением Государственной Думы за N 682-II ГД. Аутентическое толкование носит обязательный характер для всех субъектов права, кого данный Закон касается.

Нормативное толкование производится на основе анализа и обобщения юридической практики правоприменительной деятельности. Обычно это выражается в форме разъяснений Пленума Верховного Суда РФ либо Высшего Арбитражного Суда РФ. Иногда подобный анализ производят и отдельные ведомства (в данном случае - названные финансовые и фискальные).

Казуальное толкование дается тем органом государственной власти, который применяет закон к конкретным случаям.

Неофициальное толкование (доктринальное, текущее) дается в учебниках, лекциях, другой юридической литературе, на конференциях, симпозиумах и научных диспутах.

Очевидно, что по юридической силе в приведенной иерархии высшим авторитетом является аутентическое толкование. Значит, Постановление Государственной Думы за N 682 является обязательным, так как в соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы (в том числе и Закон N 110-ФЗ) принимаются исключительно Государственной Думой. Указанные ранее финансовые и фискальные ведомства аутентического толкования давать не могут. Они, вероятно, могли бы давать нормативное толкование, но для этого требуется глубокий тщательный анализ правоприменительной практики. Поэтому сомнительно, чтобы за десять дней после подписания Президентом России Закона N 110-ФЗ таковая практика появилась и был проделан ее анализ. Но и при допущении подобного случая нормативное толкование может быть изменено аутентическим. А казуальное толкование имеет обязательную силу только для конкретной юридической ситуации.

Таким образом, письмо названных ранее ведомств, разъясняющее (толкующее) порядок применения ст. 855 ГК РФ, вряд ли можно отнести к одной из разновидностей официального толкования. Его невозможно отнести и к неофициальному (доктринальному, текущему) толкованию, так как оно было разослано на места для сведения и руководства в практической работе.

Именно поэтому, вероятно, Государственная Дума - законодательный орган Российской Федерации - и охарактеризовала данное письмо как грубое неисполнение гражданского законодательства России.

В свое время византийский император Константин Мономах рекомендовал: "Законы должны быть туманны, как изречения оракула". Под законами он подразумевал и различные подзаконные акты. Лукавое "письмо трех" вполне отвечает пожеланиям К. Мономаха. Ссылаясь на п. 3 ст. 2 ГК РФ и на ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", авторы письма весьма туманно сообщили местным органам, что ст. 855 ГК РФ применяется с учетом содержания норм Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Из этого сообщения оставалось неясным, в какую же очередь попадают платежные поручения на перечисление налогов в бюджет: в первую (как это говорится в ст. 15 данного Закона) или в третью (как это говорится в первоначальной редакции ст. 855 ГК РФ); считаются ли такие отношения основанными на властном подчинении одной стороны другой либо нет. Постановление Государственной Думы от 11 октября 1996 г. N 682 подтвердило приоритет ст. 855 ГК РФ в новой редакции.

При анализе описанной правовой коллизии примечательны два момента.

Во-первых, в работах наших цивилистов неоднократно отмечался, еще до появления "письма трех", феномен прежнего преобладания ведомственных правил и обычаев банковской практики и подчеркивалась значимость гл. 45 нового ГК РФ.

Второй момент связан с проблемой юридической корректности. Процесс бурной интенсификации законодательной деятельности характерен иной раз неоправданной поспешностью, что порождает досадные ошибки. Между тем многие наши современные юридические тексты страдают такими погрешностями. К сожалению, не является исключением и Постановление Государственной Думы за N 682-II ГД от 11 октября 1996 г. "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации". Начало этого постановления звучит так: "В соответствии с пунктом 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации...". Между тем Конституция России состоит из глав, статей, частей и пунктов; части статей нумеруются арабскими цифрами, а пункты обозначаются буквами русского алфавита. Таким образом, упомянутое начало следовало бы сформулировать так: "В соответствии с частью 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации...". По крайней мере, постановления Конституционного Суда Российской Федерации весьма скрупулезно фиксируют эти различия.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Юридическое лицо (банк, акционерное общество) имеет разветвленную сеть филиалов по всей территории России. Руководители филиалов действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом и по его доверенности. Бывают случаи, когда руководитель филиала не имеет возможности лично явиться к нотариусу для удостоверения сделки. Вправе ли он передоверить эту функцию другому лицу, в частности, сотруднику филиала? Должна ли при этом доверенность, выданная руководителю филиала юридическим лицом, быть нотариально удостоверена?

("Российская юстиция", 1998, N 9)

Текст документа

Вопрос: Юридическое лицо (банк, акционерное общество) имеет разветвленную сеть филиалов по всей территории России. Руководители филиалов действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом и по его доверенности. Бывают случаи, когда руководитель филиала не имеет возможности лично явиться к нотариусу для удостоверения сделки. Вправе ли он передоверить эту функцию другому лицу, в частности, сотруднику филиала?

Должна ли при этом доверенность, выданная руководителю филиала юридическим лицом, быть нотариально удостоверена?

Н. Синицына

Ответ: Статья 55 Гражданского кодекса РФ не предусматривает обязательного нотариального удостоверения доверенности, выданной руководителю филиала юридическим лицом. Она должна отвечать требованиям п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ, т. е. иметь подпись руководителя и печать юридического лица. В этой доверенности должно быть указано право передоверия на совершение полномочий, определяемых юридическим лицом. Перечень указанных полномочий и ограничения по их передаче третьим лицам должны содержаться в положении о филиале.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ руководители филиалов, имеющие намерение выдать доверенность на совершение определенных юридически значимых действий, должны представить нотариусу положение о филиале и доверенность, выданную юридическим лицом.

Следует отметить, что закон не ограничивает количество передоверий. Поэтому в том случае, если руководитель филиала имеет полномочия от юридического лица на передоверие его полномочий, он вправе выдать соответствующую доверенность, которая должна быть нотариально удостоверена и отвечать требованиям п. 3 ст. 187 Гражданского кодекса РФ.

С. Огнев

Начальник методического отдела

Московской городской нотариальной палаты

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: В соответствии со ст. 56 Основ законодательства РФ о нотариате удостоверение договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража и земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества. Означает ли это, что перечень является исчерпывающим и удостоверение договоров отчуждения другого недвижимого имущества возможно в любой нотариальной конторе?

("Российская юстиция", 1998, N 9)

Текст документа

Вопрос: В соответствии со ст. 56 Основ законодательства РФ о нотариате удостоверение договоров о возведении жилого дома и другого недвижимого имущества, а также договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража и земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества.

Означает ли это, что перечень является исчерпывающим и удостоверение договоров отчуждения другого недвижимого имущества, в частности, магазинов и других нежилых помещений, возможно в любой нотариальной конторе? (Земельные участки при этом арендуются.)

Означает ли также по смыслу Основ, что удостоверение договоров найма, аренды (без права выкупа), безвозмездного пользования любым недвижимым имуществом тоже возможно в любой нотариальной конторе?

Н. Козина

Государственный нотариус

Ответ: Договоры отчуждения недвижимого имущества должны удостоверяться по месту его нахождения (по аналогии с имуществом, указанным в ст. 56 Основ), например, договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты недвижимого имущества, причем независимо от того, является ли оно жилым или иным.

В отличие от договоров отчуждения, договоры найма, аренды, безвозмездного пользования могут удостоверяться в любой нотариальной конторе.

На практике необходимо руководствоваться не только Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, но и другими правовыми актами. Так, в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации приводится широкий перечень недвижимого имущества. Удостоверение договоров об отчуждении этого имущества обязательно должно производиться нотариусом, на территории деятельности (нотариальном округе) которого находится недвижимое имущество. (В письме Н. Козиной говорится об отчуждении магазина; оформление этих сделок должно происходить по месту нахождения магазина).

А. Бегичев

Специалист Департамента по вопросам

правовой помощи Министерства юстиции РФ

------------------------------------------------------------------

Название документа