Процесс банкротства банков. Миф и реальность

(Москалева О.)

("Бизнес-адвокат", N 16, 1997)

Текст документа

ПРОЦЕСС БАНКРОТСТВА БАНКОВ. МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

О. МОСКАЛЕВА

О. Москалева, юрист ГУ ЦБ РФ по Московской области.

Существующая экономическая ситуация и отсутствие достаточного правового регулирования новых экономических отношений сделали неизбежным процесс разорения банков. Длительный марафон не выдержали и сошли с дистанции, потеряв лицензию на осуществление банковских операций, около 800 кредитных организаций из 2576, зарегистрированных Банком России на 01.07.97. В то же время, из Книги государственной регистрации кредитных организаций на 18.07.97 исключено лишь 50 из них. Только в 314 кредитных организациях начаты и ведутся ликвидационные процедуры, иными словами, назначены конкурсные управляющие и созданы ликвидационные комиссии, однако уже в 127 из них Главными территориальными управлениями ЦБ РФ согласованы промежуточные ликвидационные балансы. Судьба остальных кредитных организаций и банков, лицензии которых были отозваны Банком России, до конца не определена. По данным, приведенным в статье заместителя начальника Управления по регулированию деятельности коммерческих банков ГУ ЦБ РФ по г. Москве - начальника сводно - аналитического отдела Е. Вороновой, в среднем на каждую отчетную дату около 48% действовавших в Москве в 1996 г. банков можно было отнести к числу проблемных, то есть испытывающих серьезные финансовые трудности или находящиеся в критическом финансовом состоянии. ("Регулирование: работа с кредитными организациями в 1996 г.", "Банковское дело в Москве", N 4 (28), 1997 г.). Таким образом, банковские банкротства нас еще ждут впереди.

В настоящее время процесс банкротства банков очень сложен и длителен. Это прежде всего связано со спецификой, присущей этим организациям, которая не нашла отражения в Законе РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а также с тем, что данные правоотношения являются новыми для современной России и, как следствие, сейчас нет достаточного количества квалифицированных специалистов, способных предвидеть данную ситуацию или предложить пути выхода из создавшегося положения.

Многие проблемы, возникающие в связи с банкротством банка, могут быть решены только на государственном уровне. Но есть и такие, которых можно избежать. Один из начальных этапов на этом нелегком пути - повышение профессиональной подготовленности в вопросах банкротства кредитных организаций (банков).

Добровольно или принудительно

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены добровольный и принудительный способы ликвидации юридического лица.

Добровольная ликвидация подразделяется на два вида: 1) добровольная ликвидация по решению учредителей (участников) при отсутствии признаков банкротства, когда имущества (активов) достаточно для удовлетворения требований кредиторов и 2) добровольная ликвидация при наличии признаков банкротства с согласия кредиторов.

Принудительная ликвидация, в свою очередь, также подразделяется на два вида: 1) по решению арбитражных судов о ликвидации юридического лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и 2) в случае признания арбитражным судом юридического лица несостоятельным (банкротом).

В данной статье речь пойдет лишь о процедурах ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т. е. в связи с банкротством.

В соответствии с п. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Законом о несостоятельности (банкротстве).

Согласно ст. 1 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Здесь сразу же возникает проблема. Для банков не существует такого понятия, как "неудовлетворительная структура баланса", критерии для определения которой установлены Постановлением Правительства РФ от 20.05.94 N 498. Финансовая несостоятельность банка выражается в нарушении им экономических нормативов деятельности, устанавливаемых Банком России. На практике это значительно осложняет процесс доказывания в арбитражном суде факта банкротства банка. При доказывании указанного факта необходимо доказать неликвидность активов, что требует специальных знаний, поэтому здесь видится выход в заявлении ходатайства о производстве соответствующей экспертизы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что стоимость активов банка - должника может равняться или превышать сумму его долгов, но из-за их низкой ликвидности или отсутствия ликвидных активов эти долги не могут быть оплачены.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) банка является приостановление его текущих платежей. Именно приостановление платежей и должно послужить для вас сигналом финансовых трудностей в банке, однако это не означает, что необходимо срочно разрывать с ним договорные отношения, так как подобные трудности могут быть временными. Однако имеет смысл открыть "резервный" счет для уплаты налогов и налоговых платежей, дабы уменьшить возможные потери в случае банкротства банка.

Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Имеется в виду добровольная ликвидация в порядке процедуры банкротства, осуществляемая под контролем кредиторов (ст. 51 Закона о банкротстве). Введение такой процедуры возможно только в случае согласия учредителей (участников) банка, его руководителя и кредиторов. В случае если кредитор не согласен с указанной процедурой, он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве). На практике вызывает большие споры вопрос: должна ли быть прекращена процедура добровольной ликвидации с момента принятия судом к производству подобного заявления или оно может быть продолжено до вынесения судом решения по делу? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Наиболее верным представляется мнение о том, что процедура добровольной ликвидации может продолжаться до момента вынесения судом решения о признании банка несостоятельным (банкротом). В законе нет запрета на продолжение процесса ликвидации. После принятия кредиторами решения об одобрении процесса добровольной ликвидации и утверждения его учредителями (участниками) банка его руководитель отстраняется от выполнения обязанностей по управлению банком и руководство банком, находящимся в процессе ликвидации, переходит в руки избираемого собранием кредиторов конкурсного управляющего. Таким образом, он становится руководителем юридического лица в процессе ликвидации. Именно он будет выступать в процессе о признании банка банкротом как его руководитель. Иными словами, обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по делу о признании банка несостоятельным (банкротом) не может служить основанием для признания недействительными и отмены указанных выше решений.

Распространенной ошибкой является недостаточное понимание оснований разграничения добровольной ликвидации под контролем кредиторов от судебной процедуры банкротства. В результате чего по ряду кредитных организаций процесс добровольной ликвидации в порядке ст. 51 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был прекращен в связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации и открытии конкурсного производства, что повлекло за собой увеличение расходов на ликвидацию и значительно увеличило срок ее проведения. Хотя по сути единственное принципиальное различие заключается в том, что при принудительной процедуре банкротства контрольные функции возлагаются на арбитражный суд, а при добровольной - на самих кредиторов. Однако контрольные функции арбитражного суда довольно иллюзорны. Объем же прав кредиторов совершенно одинаков при обеих процедурах.

Важным является "денежный" аспект банкротства. И в том, и в другом случае размер конкурсной массы будет зависеть от того, насколько удачно удастся ликвидационной комиссии реализовать оставшееся имущество банка и взыскать дебиторскую задолженность, а также каков размер обязательных резервов, депонированных в Банке России. В современных экономических условиях взыскание задолженности является наиболее сложным и длительным процессом в работе ликвидационной комиссии, так как многие дебиторы сами являются неплатежеспособными.

Если ваш банк объявил о своем банкротстве и добровольной ликвидации и данное решение было поддержано собранием кредиторов, на котором присутствовали кредиторы с суммой требования, составляющей не менее 50% от общей суммы задолженности банка, но вы решили все же обратиться в арбитражный суд для возбуждения принудительной процедуры, остановитесь, подумайте, чего вы этим добьетесь, а точнее, задумайтесь, на какие дополнительные затраты вы себя обречете.

Процесс пошел

Заявителем по делу о банкротстве банка может выступить:

1. Сам банк - должник (ст. 5 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", далее - Закон о банкротстве);

2. Кредитор с суммой требований не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда (ст. 3 и ст. 6 Закона о банкротстве);

3. Прокурор (ст. 7 Закона о банкротстве).

Нас с вами интересует второй случай. Сразу же оговоримся, что для банков и иных кредитных организаций возбуждение процедуры их банкротства может начаться только после отзыва Банком России соответствующей лицензии. Так что, если у вашего банка лицензия еще не отозвана, то не стоит ломать себе голову над проблемой выбора, с каким заявлением обращаться в суд, с исковым или о признании банка - должника банкротом. Если вы все же озадачились этим вопросом, то вам стоит обратиться в соответствующее территориальное управление Банка России или непосредственно в ЦБ РФ с запросом о судьбе банковской лицензии. Если Центральный банк РФ сообщит вам об отзыве у банка лицензии, то смело закатывайте рукава и начинайте подсчитывать оставшиеся деньги, размышляя над тем, хватит ли их для проведения судебного процесса с получением положительного результата. Следует также помнить, что в соответствии со ст. 23 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" ликвидация кредитной организации осуществляется в соответствии с Федеральными законами с учетом требований указанного закона.

В соответствии со ст. 143 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан относятся к категории дел особого, а не искового производства, и рассматриваются по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным кодексом, с особенностями, предусмотренными Законом о несостоятельности (банкротстве). В процессе банкротства банка решается вопрос об установлении юридического факта его несостоятельности. При этом в него вовлекаются все известные суду кредиторы и полностью рассматриваются и оцениваются все активы. Если средств и имущества окажется достаточно для удовлетворения требований кредиторов, то суд отклонит заявление, но этот процесс позволит кредиторам объективно оценить платежеспособность должника и реальность взыскания с него задолженности.

Еще одной особенностью данной категории дел является невозможность для кредитора - заявителя изменить основание или предмет своего требования по правилам ст. 37 АПК РФ (п. 11 приложения к письму ВАС РФ N С1-7/ОП-237 от 25.04.95).

Хотелось бы также заметить, что исходя из анализа Закона о банкротстве и Арбитражного процессуального кодекса РФ Банк России обязательно должен быть приглашен судом в процесс по делу о признании банка банкротом в качестве заинтересованного лица. Однако на практике арбитражные суды зачастую продолжают рассматривать дела о банкротстве в рамках искового производства как спор между двумя сторонами - заявителем и должником, и не желают признавать Банк России полноправной стороной по делу, нарушая тем самым требование ст. ст. 3 и 10 Закона о банкротстве и ст. ст. 32 и 143 АПК РФ.

Несмотря на разъяснения, данные Высшим Арбитражным Судом РФ в письме от 25.04.95, для ряда судей, к сожалению, остается загадкой, какой смысл вложил законодатель в понятие "кредитор". В соответствии с Законом о банкротстве кредитором является юридическое или физическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику.

Для кредитора дело о банкротстве начинается с направления должнику заказной почтой извещения с уведомлением о вручении. Извещение может также быть передано в организацию под расписку с проставлением на копии извещения регистрационного номера. По мнению Президиума ВАС РФ, представление подобной копии извещения бесспорно свидетельствует о вручении его должнику. В извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения должником в течение указанного срока кредитор обратится в суд с заявлением о возбуждении производства по делу о его несостоятельности (банкротстве). В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан подведомственны (рассматриваются) арбитражным судам. Однако если должник в ответ на извещение сообщил кредитору о причинах неисполнения обязательств по основаниям, предусмотренным законом или договором между кредитором и должником, то спор рассматривается в порядке обычного (искового) производства.

При подаче заявления о возбуждении производства о несостоятельности (банкротстве) заявителем уплачивается государственная пошлина в десятикратном размере минимального размера оплаты труда (пп. 5 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине"). В соответствии с п. 17 приложения к письму ВАС РФ N С1-7/ОП-237 от 25.04.95 в случае отклонения заявления расходы по государственной пошлине относятся на кредитора, за исключением случаев, когда дело возникло вследствие неправильных действий должника. Заявление представляется в письменной форме. К нему прилагаются: документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены ни в срок, установленный договором или соглашением сторон, ни по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательств (договор, счета фактуры, платежные документы и т. п.), а также уведомление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии заявления с приложениями. К заявлению о возбуждении дела о банкротстве банка следует также приложить ответ Банка России, содержащий информацию об отзыве лицензии у банка - должника. Этот ответ будет служить доказательством вашего права на обращение в арбитражный суд с заявлением в возбуждении производства по делу о признании банка несостоятельным (банкротом). К заявлению также прилагаются уставные документы кредитора (за исключением физических лиц) и платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины. Закон предусматривает для кредитора обязанность направить должнику копию заявления со всеми приложениями. Это особенность по сравнению со ст. 103 АПК РФ, в которой на истца возлагается обязанность направления копий только отсутствующих документов, прилагаемых к исковому заявлению.

Итак, мы разобрались с документами, которые необходимы для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) банка. Однако это далеко не все документы, которые потребуются в процессе. Полный перечень их дать невозможно, поэтому остановимся на основных: последний годовой баланс; последний отчет о прибылях и убытках; последнее аудиторское заключение; баланс на последнюю отчетную дату; сведения о наличии картотеки к корреспондентскому счету (субсчетам) на внебалансовом счете N 9920 в РКЦ ЦБ РФ; сведения об арестах средств и иного имущества банка; расчет ликвидности активов банка; документы, подтверждающие причины невозможности исполнения банком своих обязательств перед кредиторами. Указанные документы должны быть запрошены арбитражным судом у должника при подготовке дела к судебному разбирательству. Однако на практике вы можете столкнуться с проблемой неявки представителей должника и непредоставлением документов по запросу суда. Здесь видится выход в заявлении вами ходатайства о запросе документов у соответствующего подразделения Банка России в порядке ст. 54 АПК РФ.

По делу о несостоятельности (банкротстве) на стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы, установленной законом для возбуждения производства по такому делу (п. 5 приложения к письму ВАС РФ N С1-7/ОП-237 от 25.04.95). Однако после возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не должен принимать заявления другого кредитора о признании несостоятельным того же должника, как это делалось ранее (п. 3 Информационного письма ВАС РФ N 20 от 07.08.97).

В соответствии с Законом о банкротстве заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения арбитражным судом производства по делу. Если же производство было возбуждено, то суд рассматривает дело, занимаясь установлением факта несостоятельности (банкротства) банка с точки зрения возможности расплатиться со всеми кредиторами. Арбитражный суд также рассматривает дело по существу, если на день рассмотрения дела должник полностью или частично погасил задолженность кредитору - заявителю.

Хотелось бы порекомендовать кредиторам банков задуматься над предложением банка погасить задолженность после отзыва лицензии. Такое представимо с трудом, но возможно на практике, если банк, к примеру, не согласен с решением Банка России об отзыве у него лицензии. Не торопитесь соглашаться с указанным предложением, так как подобные действия безусловно нарушат права других кредиторов, в том числе вкладчиков и бюджета. В соответствии со ст. 28 Закона о банкротстве по заявлению конкурсного управляющего подобные сделки могут быть признаны судом недействительными.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее решение:

о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;

об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выяснилась фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены.

Признав должника банкротом, арбитражный суд принимает решение о его принудительной ликвидации и открытии конкурсного производства.

На практике момент открытия конкурсного производства зачастую разделен во времени с моментом вынесения решения о признании банка банкротом. Это связано с тем, что к моменту вынесения решения кредиторами не было проведено собрание и выдвинута кандидатура конкурсного управляющего. В связи с этим суд в решении зачастую возлагает обязанность по его проведению на известных ему кредиторов. Кандидатура, предложенная арбитражному суду, утверждается им, о чем выносится соответствующее определение. Если собрание кредиторов не предложит суду кандидатуру конкурсного управляющего, то он будет назначен арбитражным судом из списка кандидатур конкурсных управляющих, утвержденного в установленном порядке. Именно с момента вступления данного определения в силу конкурсное производство считается открытым.

Уведомление о ликвидации кредитной организации осуществляется разными путями и зависит от способа ликвидации.

Конкурсное производство

При конкурсном производстве решение о признании банка банкротом и открытии конкурсного производства, а также при добровольной ликвидации с согласия кредиторов публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 17 и 51 Закона о банкротстве). Законодательством не предусмотрено иных средств массовой информации, в которых должно быть дано объявление о ликвидации. В связи с этим в случае, если у банка, с которым вы состоите в договорных отношениях, отозвана лицензия на совершение банковских операций, вам необходимо пристально следить за публикациями в Вестнике ВАС РФ.

Основными целями конкурсного производства являются: соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов, а также охрана сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Участниками конкурсного производства являются конкурсный управляющий, собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива, а также другие заинтересованные лица.

Интересным участником является собрание (комитет) кредиторов. Давайте более подробно рассмотрим вопрос проведения собрания кредиторов, тем более, что в соответствии с Законом о банкротстве в процессе банкротства должно быть проведено как минимум два собрания кредиторов. При процедуре добровольной ликвидации под контролем кредиторов в порядке ст. 51 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов должно быть созвано конкурсным управляющим в течение 15 дней после принятия решения о добровольной ликвидации банка - должника. На практике при принудительной ликвидации инициатором первого собрания кредиторов выступают арбитражный суд после вынесения решения о признании банка несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, возлагая обязанность по его проведению на кредиторов, а также сами кредиторы.

На первом собрании кредиторов, проводимом в рамках принудительной процедуры банкротства, должны быть решены три основных вопроса: избрана кандидатура конкурсного управляющего; определен размер вознаграждения конкурсному управляющему; создан комитет кредиторов и определены его полномочия. На первом собрании кредиторов, проводимом в рамках добровольной процедуры, кредиторами принимаются следующие решения: о согласии с решением о добровольной ликвидации в порядке процедуры банкротства; об определении размера вознаграждения конкурсному управляющему; о создании комитета кредиторов и определении его полномочий.

Что касается комитета кредиторов, то его необходимо создавать небольшим по численности, не более 1 - 3 представителей от вкладчиков и 8 - 12 - от юридических лиц. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что участие в комитете кредиторов не дает никаких привилегий, а лишь создает дополнительные обязанности, а зачастую и расходы. Желательно, чтобы в составе комитета кредиторов были представители всех очередей, предусмотренных п. 1 ст. 64 ГК РФ.

При проведении собрания возникают два основных и, как показала практика, наиболее спорных вопроса, а именно: определение правомочности собрания и порядок голосования. В силу ст. 23 Закона о банкротстве собрание кредиторов является правомочным, если на нем представлены кредиторы с правом голоса, сумма требований которых составляет 50% от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств. Здесь в свою очередь возникают вопросы: какой кредитор обладает правом голоса и какую сумму считать за 100%. Право голоса имеют только кредиторы являющиеся держателями признанных требований к должнику. Что касается суммы, то наиболее правильным представляется считать сумму кредиторской задолженности, указанную в балансе банка, который был принят судом в качестве доказательства финансовой несостоятельности банка. По второму, поставленному нами вопросу, а именно о порядке голосования, имеются две различные точки зрения. Одни полагают, что голосовать надо в зависимости от суммы требований. Остановимся на этом подробнее. Для этого нужно будет определить, какой сумме будет соответствовать один голос, и затем распределить голоса между десятками, а то и сотнями присутствующих в зале кредиторов. Не надо забывать, что среди них имеются и вкладчики с суммой требований один миллион, подтвержденной судебным приказом, и банки с суммой требований в несколько миллиардов, подтвержденной решениями арбитражных судов. Более того, Закон о банкротстве не связывает право голоса с количественной характеристикой требований кредитора, указывая, что каждый, кто имеет признанные требования, имеет право голоса. На основании вышеизложенного более реальным и позволяющим избежать возможных злоупотреблений при "раздаче" голосов видится голосование по принципу "один кредитор - один голос". Подобное голосование облегчает и контроль за подсчетом голосов.

С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятии решения об открытии конкурсного производства запрещается любое отчуждение имущества должника, за исключением случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов. Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что с этого момента прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности. Все претензии имущественного характера с этого момента могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. На практике часты случаи обращения с исками к банку уже после признания его банкротом, а также иски имущественного характера (о взыскании задолженности) к ликвидационной комиссии. Последние вообще являются юридическим нонсенсом, так как ликвидационные комиссии не наделены правами юридического лица. Ликвидационная комиссия - это лишь орган управления юридического лица, находящегося в стадии ликвидации. С момента признания банка банкротом в отношении его нельзя возбуждать искового производства. Возбужденные же дела должны быть прекращены.

С момента открытия конкурсного производства руководитель банка - должника отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему. На практике бывают случаи, когда об отстранении от должности указывается в определении арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего.

Кто первый за долгами

Одним из основных направлений работы ликвидационной комиссии является рассмотрение требований кредиторов. Важным моментом является заявление их в срок, установленный в публикации, так как только подобные требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ). В настоящее время это может означать, что ваши шансы будут практически сведены к нулю. Течение срока на предъявление кредиторами претензий в ликвидационную комиссию начинается со дня публикации объявления.

На сегодняшний день не решен законодательством вопрос с требованиями, находящимися в картотеке к внебалансовому счету N 9920 в РКЦ Банка России или на исполнении у судебных

исполнителей народный судов. Как быть, если исполнительный лист был в установленном законодательством порядке предъявлен к исполнению в РКЦ, но в связи в отсутствием денежных средств установлен в картотеку к внебалансовому счету N 9920 и не был отозван до момента передачи картотеки расчетно - кассовым центром в ликвидационную комиссию, то есть взыскатель не изменил своего намерения об истребовании денежных средств? После передачи картотеки получается ситуация, при которой конкурсному управляющему известна и сумма задолженности, и кредитор, требования которого были своевременно переданы в ликвидационную комиссию. В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве конкурсный управляющий анализирует все обязательства должника независимо от поступления претензий от кредиторов. Более того, как уже было сказано выше, Закон не говорит о порядке заявления претензий, главное, чтобы они были заявлены в рамках конкурсного производства и в срок, установленный ликвидационной комиссией. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что подобная сумма задолженности должны быть учтена при распределении конкурсной массы в очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ. В противном случае вообще теряет смысл сохранение картотеки до создания ликвидационной комиссии и ее передача последней. Однако однозначный ответ на поставленный нами вопрос сможет дать только судебная практика. В свете п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 07.08.97, которым предусматривается, что конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период двухмесячного срока со дня публикации решения признания должника банкротом и открытии конкурсного производства, данная практика будет довольно противоречивой. Особенно это коснется исполнения судебных решений тех же арбитражных судов. Что касается исполнительного производства на взыскание в пользу юридического лица, то после открытия конкурсного производства оно должно быть прекращено, а исполнительные документы возвращены взыскателю для непосредственного обращения в ликвидационную комиссию. Если же исполнительное производство было возбуждено по заявлению физического лица - вкладчика банка, то судебному исполнителю необходимо передать находящиеся у него на исполнении судебные приказы или исполнительные листы в ликвидационную комиссию в течение двухмесячного срока со дня опубликования заявления о несостоятельности (банкротстве) банка или иного срока, установленного ликвидационной комиссией.

Еще одним из интересных и сложных вопросов является вопрос о праве требования по платежам, осуществленными клиентами банков в бюджеты различных уровней, но так и не поступивших получателю по причине отсутствия средств на корреспондентском счете банка плательщика (должника). Президиум ВАС РФ в своем письме N 20 от 07.08.97 высказался по этому поводу однозначно. Право требования остается у клиента, давшего банку соответствующее поручение. Однако хотелось бы напомнить, что данное письмо носит для судов лишь рекомендательный, а не обязательный характер.

На рассмотрение заявленных претензий Закон о банкротстве дает конкурсному управляющему два месяца со дня истечения срока, указанного в публикации, а не с момента подачи претензии в ликвидационную комиссию, как ошибочно полагают некоторые кредиторы. На практике этот срок, как правило, больше. Это связано в основном с тем, что банковская документация зачастую отсутствует полностью или частично, а то, что удается обнаружить, находится в бессистемном виде. Затрудняет обработку данной информации и отсутствие в банке на начало работы ликвидационных комиссий программы "операционный день" на электронных носителях. При подобном положении дел восстановить более или менее ясную картину работы банка практически невозможно. В связи с этим возникают трудности при анализе требований кредиторов, не подтвержденных судебными решениями (например, требования по остатку средств на расчетном счете). После рассмотрения всех обязательств конкурсный управляющий составляет список признанных и отклоненных претензий с указанием сумм признанных претензий и очередностей их удовлетворения. Указанный список направляется кредиторам.

Кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об удовлетворении отклоненных претензий или с заявлением об определении очередности их удовлетворения. К указанным заявлениям прилагается список признанных и отклоненных претензий, составленный конкурсным управляющим. Согласно ст. 27 Закона о банкротстве арбитражный суд рассматривает указанные заявления в течение месяца со дня его получения. Однако на практике рассмотрение вашего заявления может и затянуться. Более того, ситуация, при которой средств будет достаточно для полного удовлетворения пятой очереди, на сегодняшний день непредставима.

Как уже было сказано выше, требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ (в ред. от 20.02.96 N 18-ФЗ). В первую очередь удовлетворяются требования:

1. Вкладчиков банка;

2. Граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательствам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Очередность внутри группы значения не имеет, так как требования одной очереди рассматриваются только в совокупности. При недостаточности имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Хотелось бы обратить ваше внимание, что требования граждан предпринимателей, действующих без образования юридического лица, возникшие из договора банковского счета в первую очередь, удовлетворению не подлежат.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными также считаются претензии, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не оспаривает это в арбитражном суде, либо если арбитражный суд признает подобный иск необоснованным.

После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов должник считается полостью свободным от долгов.

Кредиторы, не согласные с решением ликвидационной комиссии, могут обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд, открывший конкурсное производство. Обращаем ваше внимание на то, что в данном случае будет иметь место не имущественный спор. В процессе вы будете оспаривать именно решение конкурсного управляющего либо его уклонение от принятия решения по задолженности перед вами. Однако указанные иски должны быть поданы до утверждения судом ликвидационного баланса.

Как получить деньги

Итак мы подошли к самому душещипательному вопросу всего процесса банкротства - выплатам долгов. К сожалению, и здесь вас поджидает неприятная новость. В соответствии со ст. 30 Закона о банкротстве, определяющей порядок распределения конкурсной массы, вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему и продолжением функционирования банка - должника. В силу п. 2 ст. 30 Закона о банкротстве требования кредиторов удовлетворяются после покрытия указанных расходов. Иными словами, в соответствии с Законом выплаты могут начаться после фактического окончания работы ликвидационной комиссии. К этому моменту должно быть продано все оставшееся имущество банка, включая ценные бумаги иных предприятий или государственные ценные бумаги, если таковые имелись, а также взыскана вся возможная ко взысканию дебиторская задолженность. Иными словами, конкурсная масса должна быть полностью переведена в денежный эквивалент и находиться на счете ликвидационной комиссии в РКЦ ЦБ РФ. В настоящее время для этого потребуется от одного года (по банкам, у которых не осталось ничего, кроме средств обязательных резервов) до нескольких лет. Посоветовать в этой ситуации можно только одно: набраться терпения и не заводить судебных тяжб с ликвидационными комиссиями, так как это только затянет процесс ликвидации. Интересен вопрос о том, на какую сумму можно рассчитывать. Здесь цифры могут быть различными, т. к. размер суммы, которая в конечном итоге будет делиться между кредиторами, зависит от многих факторов. Это и своевременность начала процедуры банкротства, и умелое руководство конкурсного управляющего, и профессионализм работников ликвидационной комиссии, и количество оставшегося имущества и его состояние, и размер обязательных резервов, депонированных в Банке России, и многое другое. Наиболее вероятной для очередников пятой очереди на сегодняшний день представляется цифра от 0 до 10% от суммы основного долга.

Завершающая стадия процесса принудительного банкротства проходит в арбитражном суде, куда конкурсный управляющий представляет отчет о своей деятельности. К отчету прилагаются: ликвидационный баланс и декларация о доходах конкурсного управляющего и его имущественном положении. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Копия определения направляется в Центральный банк РФ. При добровольной ликвидации в порядке процедуры банкротства после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий созывает заключительное собрание кредиторов и отчитывается о своей работе. Собрание принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.

Банк - должник считается ликвидированным после исключения записи о его государственной регистрации из Книги государственной регистрации кредитных организаций. Сообщение об аннулировании записи о регистрации кредитной организации подлежит опубликованию Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") в месячный срок после внесения указанного изменения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Название документа