Индивидуальный предприниматель занимался пчеловодством, находясь на УСН. Однако в результате того, что многие торговые организации отказывались с ним сотрудничать, поскольку он не являлся плательщиком НДС, предприниматель вынужден был перейти на применение общего режима налогообложения. При этом предприниматель не использует освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ ввиду того, что в документах надо ставить отметку "Без НДС", а торговые организации - покупатели, являющиеся плательщиками НДС, отказываются приобретать продукцию, не подлежащую обложению НДС. Исходя из сложившейся ситуации, предприниматель предлагает внести соответствующие изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в отношении применения НДС при осуществлении операций по реализации товаров индивидуальными предпринимателями, использующими освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ или применяющими УСН. Возможно ли также принятие решения о включении продукции пчеловодства в перечень товаров, операции по реализации которых подлежат обложению НДС по ставке 10%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2006 г. N 03-04-14/17

В связи с письмом по вопросам изменения действующего налогового законодательства Российской Федерации в части применения налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, а также установления ставки этого налога в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании п. 1 ст. 145 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и п. 1 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принятие решения об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, связанных с исчислением и уплатой налога, или переходе на упрощенную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно. Изложенная в письме оценка последствий принятия указанного решения, в частности, отказ покупателей, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, приобретать товары, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, не свидетельствует о невозможности использования права на освобождение от этого налога другими индивидуальными предпринимателями. В связи с этим предложение о внесении изменения и действующее законодательство о налогах и сборах в отношении применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) индивидуальными предпринимателями, использующими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 Кодекса или применяющими упрощенную систему налогообложения, не поддерживается.

Что касается установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении продукции пчеловодства, то в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам в размере 10 и 18 процентов. Пониженная ставка налога в размере 10 процентов применяется в отношении социально значимых товаров: ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Принятие решения о включении продукции пчеловодства в перечень товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению по пониженной ставке налога на добавленную стоимость, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других продовольственных товаров, облагаемых в настоящее время налогом по ставке в размере 18 процентов, что в конечном итоге приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Кроме того, следует отметить, что в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от спроса и предложения на товары. Поэтому, как показывает практика, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не обеспечивает соответствующего снижения цен.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

12.07.2006