Правовые аспекты денежно-кредитной политики банка россии в условиях среднесрочного финансового планирования на 2012 - 2014 годы

Э.Х. ШОХИНА

Шохина Эльвира Хамзяевна, доцент кафедры финансового права Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.

В условиях, когда российская экономика постепенно выходит на траекторию роста, несмотря на сохраняющиеся последствия мирового кризиса, отдельную роль в рамках реализации денежно-кредитной политики играют разработанные Банком России мероприятия по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы Российской Федерации. В этой связи в статье рассматриваются вопросы совершенствования правового обеспечения банковской деятельности на современном этапе, анализируется ход реализации единой государственной денежно-кредитной политики в прошедшем году, исследуются ее основные направления на предстоящий трехлетний период.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, стратегия развития банковского сектора, платежная система.

Legal aspects of monetary-credit policy of the Bank of Russia in conditions of medium-term financial planning for 2012 - 2014

Eh.Kh. Shokhina

In conditions when the Russian economy gradually starts to grow in spite of the existing consequences of the world crisis the special role within the frames of realization of monetary-credit policy is being played by measures worked out by the Bank of Russia aimed at improvement of banking system and banking supervision, financial markets, payment system of the Russian Federation. In this connection the article considers issues of improvement of legal support of banking activities at the contemporary stage, analyses the course of realization of the uniform state monetary-credit policy in the past year, studies its main trends for the coming three-year period.

Key words: Central Bank of the Russian Federation, budgetary policy, monetary-credit policy, strategy of development of banking sector, payment system.

Денежно-кредитная политика России представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Совершенствование денежно-кредитной политики России на современном этапе включает в себя широкий круг вопросов, в числе которых повышение роли банков и банковских систем в развитии экономики, использование международного опыта повышения ликвидности банковской системы, решение экономических и правовых проблем отношений Банка России и кредитных организаций, развитие системы страхования вкладов, поддержание устойчивого валютного курса и переход к конвертируемости рубля и ряд других.

Начиная с 2010 г. российская экономика постепенно выходила на траекторию роста и активного преодоления последствий глобального кризиса. В этой связи Банком России был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы Российской Федерации. Кроме того, Банком России была проведена работа по совершенствованию правового обеспечения механизмов банковской деятельности. Так, за последние годы были приняты следующие федеральные законы, нормативно закрепившие ряд принципиальных положений, отражающих посткризисные реалии в сфере банковского сектора.

Федеральный закон от 15 февраля 2010 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <1>, установивший запрет на включение в кредитный договор с заемщиком-гражданином положений, предоставляющих кредитной организации право изменять в одностороннем порядке процентные ставки по кредитам, порядок их определения, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров. Кроме того, Законом уточнено положение о том, что процентные ставки по кредитам (вкладам), порядок их определения и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются банком по соглашению с клиентами.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 8. Ст. 775.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13.1 и 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <2>, установивший обязанность кредитных организаций информировать клиентов о размере комиссионных при снятии наличных денежных средств в банкоматах и призванный защитить в первую очередь интересы пользователей банкоматов.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 27. Ст. 3432.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>. Целью принятия данного Закона являлось противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Так, Законом определены лица, обладающие такой информацией (инсайдеры), а также действия, признаваемые манипулированием рынком. Например, к последним относится умышленное распространение заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов существенно отклонились. Кроме того, Закон содержит нормы, запрещающие указанные действия и использование инсайдерской информации определенными способами, устанавливает административную и уголовную ответственность за эти деяния. Федеральной службе по финансовым рынкам России предоставлены широкие полномочия, позволяющие выявлять и предотвращать нарушения в соответствующей сфере.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4193.

Отдельно следует отметить принятие Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <4>. Принятие Закона обусловлено тем, что за последние десять лет микрофинансирование, осуществляемое некредитными финансовыми институтами, стало одним из важнейших элементов финансовой системы России. Закон создал правовые основы деятельности микрофинансовых организаций, определил особенности указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также права и обязанности федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 27. Ст. 3435.

Принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" стало очередным важным шагом на пути по созданию в России Международного финансового центра. Целью этого законодательного акта являлось создание конкурентоспособной системы управления рисками участников гражданско-правового оборота. В Законе определены правовые основы осуществления клиринга обязательств на организованных рынках, в том числе с участием центрального контрагента, способы обеспечения исполнения таких обязательств, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и деятельность центрального контрагента, а также основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением. Названный Закон позволил, с одной стороны, устранить существующие пробелы и противоречия в законодательстве в области регулирования клиринговой деятельности, обеспечив единый подход к регулированию этого вопроса, с другой стороны, создал условия для последующего развития финансового и товарного рынков РФ и стимулирования экономической деятельности их субъектов.

Таким образом, можно отметить, что проведенные Банком России мероприятия в части совершенствования правового механизма банковской системы были направлены на сохранение устойчивости банковской системы в посткризисный период.

В условиях поступательного развития банковского сектора Правительство РФ и Банк России выпустили Заявление от 5 апреля 2011 г. N 1472п-П13, 01-001/1280 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" <5>, которое определило направление развития банковского сектора России на период до 2015 г. В рамках реализации данной Стратегии Правительство РФ и Банк России в среднесрочной перспективе намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в Российской Федерации современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций. Предлагается сократить участие государства в капиталах (при сохранении контроля за деятельностью) Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка. Планируется законодательно определить условия функционирования национальной платежной системы, а также закрепить порядок и сроки выхода Банка России из числа акционеров ЗАО "ММВБ".

<5> Вестник Банка России. 2011. N 21.

Помимо этого, Стратегией предусматривается возможность расширения круга субъектов, на которых распространяется защита, предоставляемая системой страхования вкладов, за счет индивидуальных предпринимателей. Кроме того, документ предусматривает совершенствование системы допуска капитала на рынок банковских услуг и контроля Банка России за крупными приобретениями акций (долей) кредитных организаций. Планируется повысить требования к руководителям кредитных организаций.

В рамках развития платежной системы в 2010 г. решением Совета директоров Банка России (протокол N 16 от 16 июля 2010 г.) была одобрена Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года <6>. Названная Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также с учетом Стратегии развития платежной системы, Стратегии развития финансовых рынков до 2020 года <7>, Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, международного опыта развития платежных систем.

<6> Вестник Банка России. 2010. N 44.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 3. Ст. 423.

Реализация принятой Концепции позволит создать надежную, прозрачную, доступную и удобную в использовании платежную систему Банка России, обеспечивающую:

- повышение эффективности проведения единой государственной денежно-кредитной политики за счет осуществления в режиме реального времени расчетных операций по ее реализации;

- повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению рисков путем осуществления контроля их возникновения и локализации со стороны Банка России;

- создание условий, способствующих повышению эффективности функционирования национальных финансовых рынков, в том числе за счет использования принятых в международной практике надежных механизмов расчетов по заключенным сделкам;

- расширение возможностей кредитных организаций и их клиентов по использованию расчетных услуг Банка России при сокращении издержек на проведение платежей;

- предоставление Федеральному казначейству новых возможностей для эффективного решения задач при осуществлении контроля доходной части и управления расходной частью федерального бюджета.

Оценка хода реализации единой государственной денежно-кредитной политики в 2011 г. и анализ основных ее направлений на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Реализация денежно-кредитной политики в 2011 г. происходила в условиях высоких мировых цен на энергоносители, продолжающегося оживления экономической деятельности. В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов главной целью денежно-кредитной политики являлось снижение инфляции в 2011 г. до 6 - 7%, в 2012 г. - до 5 - 6%, в 2013 г. - до 4,5 - 5,5%.

В первом полугодии 2011 г. уровень инфляции в годовом выражении сохранялся на высоком уровне - 9,4 - 9,6% <8>.

<8> Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2011 г. // URL: cbr.ru.

С учетом сложившегося уровня инфляции, а также неустойчивости ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банком России в I полугодии 2011 г. были приняты решения о дальнейшем увеличении процентных ставок по своим операциям и о повышении нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций. При этом в целях повышения действенности процентной политики был сужен интервал процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и выравнены ставки по однодневным и недельным депозитным операциям на стандартных условиях. В целом с начала года ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям рефинансирования, за исключением ставок по операциям прямого репо и ломбардного кредитования по фиксированной ставке, были повышены на 0,5 процентного пункта, по депозитным операциям - на 0,5 - 0,75 процентного пункта.

В I полугодии 2011 г. в банковском секторе сохранялся высокий уровень ликвидности, а процентные ставки рынка межбанковских кредитов находились вблизи нижней границы процентного коридора Банка России.

Дополнительным источником предоставления ликвидности являлось размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты российских кредитных организаций. В I полугодии 2011 г. объем размещенных в банках средств федерального бюджета составил 513,5 млрд. руб.

Во II квартале 2011 г. Банк России продолжал осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Политика валютного курса была направлена на сглаживание колебаний курса рубля, учитывала изменение курсов двух ведущих мировых валют (доллар, евро) на международном рынке, а также движение потоков капитала.

Средние квартальные показатели ставок по кредитам и депозитам во II квартале 2011 г. продолжали снижаться. Средняя ставка по краткосрочным рублевым кредитам нефинансовым организациям снизилась с 8,7% годовых в I квартале 2011 г. до 8,3% годовых и во II квартале 2011 г. Процентная ставка по краткосрочным депозитам населения в рублях за этот же период снизилась с 5,3 до 5,1% годовых.

В целом необходимо отметить, что в 2011 г. Банк России завершил использование антикризисных механизмов и начал переход к системе стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики.

В рамках среднесрочного финансового планирования на предстоящий трехлетний период в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. <9>, а также в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. <10> в качестве задачи на трехлетнюю перспективу определено снижение инфляции до 4 - 5% в год. В рамках выбранной государством стратегии Банк России ставит задачу снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 г. Для достижения цели по уровню инфляции Банк России планирует использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов (в том числе процентную политику). В предстоящий трехлетний период планируется завершение перехода к таргетированию инфляции. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен.

<9> Парламентская газета. N 63. 2010. 3 декабря.

<10> Российская газета. N 290. 2011. 23 декабря.

Относительно денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 гг. Банк России рассмотрел три варианта условий ее проведения <11>. Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Основной задачей курсовой политики на 2012 г. и период 2013 - 2014 гг. является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России намерен продолжить работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям.

<11> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 гг. // Вестник Банка России. 2011. N 65.

В целях реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка в текущем году и на период до 2014 г. Банк России намерен продолжить взаимодействие с Минфином России. Планируется продолжить развивать и использовать механизм размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях в целях сглаживания воздействия неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг.

Таким образом, можно отметить, что проводимые в последние годы мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора были направлены на сохранение устойчивости банковской системы в посткризисный период. Реализованный план мероприятий позволил поддержать стабильность банковской системы и обеспечить защиту интересов вкладчиков в существующих экономических условиях.

Банком России в анализируемый период осуществлялись мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной базы в сфере банковской системы и банковского надзора путем принятия участия в подготовке федеральных законов, а также путем издания собственных нормативных актов.

В то же время в 2011 г. Банк России завершил использование антикризисных механизмов в рамках проведения единой государственной денежно-кредитной политики и начал переход к системе стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики.