Организация заключила договор распространения информации рекламного характера. В соответствии с условиями договора рекламораспространитель проводит автоматическую рассылку факсимильных сообщений, содержащих рекламу. Имеет ли право организация включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по такому договору?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Очевидно, что затраты по ничтожной сделке не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Таким образом, затраты по распространению рекламы посредством рассылки факсимильных сообщений не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

03.07.2006