По результатам проведенной выездной проверки на организацию был наложен штраф по ст. 122 НК РФ за занижение налоговой базы по налогу на прибыль вследствие неправомерного исчисления амортизации. Организация по некоторым основным средствам (лесозадерживающие сооружения лесозаготовительного производства) начисляла амортизацию нелинейным способом с применением специального коэффициента 2. Вправе ли налоговый орган привлечь организацию к ответственности, если в предыдущих налоговых периодах организация поступала так же, но проверками ошибки выявлены не были? Мы считаем, что предыдущие акты проверки можно отнести к разъяснениям законодательства о налогах и сборах и, соответственно, штраф на организацию наложен быть не может
Ответ: В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом (п. 7 ст. 259 Налогового кодекса РФ). При этом Классификацией основных фондов указанные основные средства (код по ОКОФ 12 4523010) отнесены к третьей амортизационной группе.
Таким образом, организация неправомерно использовала специальный коэффициент 2.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается, в частности, выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов) (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21.03.2006 N 13815/05, разъяснение должно содержать ответ на конкретный вопрос налогоплательщика и предшествовать представлению налоговой и бухгалтерской отчетности, заявлению о предоставлении льготы, уплате налогов и сборов либо проведению налоговой проверки.
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем либо их представителями.
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Иными словами, акт выездной налоговой проверки составляется после ее проведения. Поэтому данный акт и решение по нему, которыми налоговое правонарушение не выявлено, не могут рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа по применению законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, в рассматриваемом случае привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ является правомерным.
А. И.Жадан
Референт государственной
гражданской службы РФ
2 класса
30.06.2006