Налогоплательщик имеет на балансе автотранспортные средства, которые используются в производственной деятельности. При определении затрат на топливо и горюче-смазочные материалы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик руководствуется Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации 29.04.2003 (Р3112194-0366-03). В то же время для ряда эксплуатируемых автотранспортных средств иностранного производства в данном документе нормы не предусмотрены, в связи с чем налогоплательщик заключил договор с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) на разработку соответствующих норм. Имеет ли право налогоплательщик включить затраты по такому договору в состав расходов в целях налогообложения прибыли?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Несмотря на отсутствие в НК РФ прямого указания на то, что расходы на топливо и горюче-смазочные материалы принимаются в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в пределах норм, официальные органы предлагают при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации 29.04.2003 (Р3112194-0366-03). Такая позиция высказана, например, в Письме Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223.

Кроме этого, в упомянутом Письме указано, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Представляется, что обращение налогоплательщика в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) направлено на определение экономически обоснованного уровня расхода топлива и смазочных материалов, то есть направлено на выполнение налогоплательщиком требований ст. 252 НК РФ.

Таким образом, затраты по договору, заключенному с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), на разработку норм расхода топлива и смазочных материалов могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.06.2006