Налогоплательщик, подлежащий в силу требований Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательному аудиту, направил в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность. После получения бухгалтерской отчетности налоговый орган письменно уведомил налогоплательщика, что аудиторское заключение, представленное в составе бухгалтерской отчетности, принято быть не может, так как составлено индивидуальным аудитором, а не аудиторской организацией. Налогоплательщику пришлось повторно провести обязательный аудит в аудиторской организации, однако соответствующее аудиторское заключение было представлено за пределами срока, установленного для представления бухгалтерской отчетности. За это налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен закрытый перечень бухгалтерской отчетности организации, которая состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

Заметим, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 N 4-П данное положение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Таким образом, у индивидуального аудитора отсутствуют правовые основания проведения обязательного аудита и выданное таким аудитором аудиторское заключение не имеет юридической силы.

Учитывая данные обстоятельства, налоговый орган правомерно указал, что аудиторское заключение, представленное в составе бухгалтерской отчетности, принято быть не может, так как составлено индивидуальным аудитором, а не аудиторской организацией.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Принимая во внимание то, что надлежащим образом оформленное аудиторское заключение было представлено за пределами установленного срока, налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.06.2006