Налогоплательщик в силу требований Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" подлежит обязательному аудиту. Имеет ли право налоговый орган отказать в принятии годовой бухгалтерской отчетности, если налогоплательщик не представит в составе такой отчетности аудиторского заключения?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен закрытый перечень бухгалтерской отчетности организации, которая состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.

В то же время Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.04.2003 N 4-П указал, что "аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной".

Таким образом, с одной стороны, аудиторское заключение является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности (в случае если организация подлежит обязательному аудиту), и в случае его непредставления в налоговый орган нельзя считать, что налогоплательщик исполнил свою обязанность, предусмотренную пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, с другой стороны, положения абз. 2 п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не предусматривают возможности отказа в принятии бухгалтерской отчетности.

Представляется, что правомерность (неправомерность) отказа налогового органа в принятии годовой бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту, в случае непредставления в составе такой отчетности аудиторского заключения может быть установлена только в судебном порядке.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.06.2006