ООО 06.02.2006 переехало в другой офис, в связи с чем у него изменилось место нахождения постоянно действующего органа (генерального директора), о чем оно не сообщило в налоговый орган. Налоговой инспекцией в ходе проверки организации установлен факт несоответствия адреса места нахождения ООО адресу, указанному в ЕГРЮЛ. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого было вынесено постановление от 29.05.2006 о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 10196/05 было принято решение о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, - безусловное основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление налогового органа о привлечении общества к административной ответственности вынесено 29.05.2006, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, действия налогового органа, выразившиеся в привлечении ООО к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб., являются неправомерными, поскольку постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

27.06.2006