С налогового органа в пользу организации-налогоплательщика взыскана сумма излишне уплаченного транспортного налога. Может ли организация заключить договор уступки права требования с третьим лицом в отношении взысканных сумм после получения исполнительного листа в процессе исполнительного производства?

Ответ: С учетом сложившейся на сегодняшний день арбитражной практики заключение организацией-налогоплательщиком договора уступки права требования с третьим лицом в отношении взысканных с налогового органа сумм излишне уплаченных налогов является неправомерным.

Обоснование: В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, реорганизации организации, уступки права требования, перевода долга и др.) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга, смерти гражданина и других случаях перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (ч. 3 ст. 48 АПК РФ).

Приведенные нормы не содержат ограничений в их применении к каким-либо спорным или установленным судебным актом арбитражного суда правоотношениям. Более того, уступка требования прямо названа в качестве одного из оснований правопреемства.

Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность уступки права требования. Согласно п. п. 1, 2 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступке требования). Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Частью 1 ст. 2 Налогового кодекса РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

НК РФ не содержит прямого указания на применение гражданского законодательства к возникшим в рассматриваемом случае отношениям.

Следовательно, порядок возврата излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора) регулируется положениями законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, а налоговый орган обязан принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Исходя из положений п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что условиями проведения зачетов и возвратов в порядке ст. 78 НК РФ являются наличие факта излишней уплаты налога, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен зачет или возврат налога.

Глава 12 НК РФ не предусматривает возможности передачи (уступки) налогоплательщиком принадлежащего ему права требования возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов.

Арбитражные суды не признают правомерной уступку права требования в отношении сумм излишне уплаченного налога, взысканного с налогового органа в пользу налогоплательщика.

Так, например, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлениях от 09.12.2011 по делу N А56-17580/2010 и от 20.12.2011 по делу N А56-56775/2010 отказал в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве в связи с уступкой права требования по взысканию НДС на основании договора, заключенного после получения налогоплательщиком исполнительного листа, сделав вывод о применении на стадии исполнения судебного акта положений НК РФ.

Суд исходил из того, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает его уплату за счет собственных средств и в дальнейшем, при наличии к тому оснований, своевременный возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога именно данному налогоплательщику.

Порядок возврата излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора) регулируется положениями ст. 78 НК РФ. Никаких исключений, в том числе, как правильно указали суды, относительно применения порядка передачи налогоплательщиком по гражданско-правовым основаниям (в частности, уступки права требования) права требования, вытекающего из публично-правовых отношений, ни названной статьей закона, ни одной нормой законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Следовательно, такие отношения, как возврат из бюджета излишне уплаченного налога, осуществляются налоговым органом в строгой законодательно установленной процедуре (ст. 78 НК РФ) и обязательной во всех положениях для налогового органа.

Так, согласно ст. 78 НК РФ именно налогоплательщик, в отношении которого установлен факт излишней уплаты в бюджет соответствующей суммы налога, вправе обратиться в налоговый орган по месту регистрации с заявлением о ее возврате. Излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговым органом именно этому налогоплательщику на основании принятия соответствующего решения при условии отсутствия у него недоимки по налогам, пеням и санкциям. При наличии у налогоплательщика любой недоимки излишне уплаченная сумма налога подлежит зачету в счет погашения такой недоимки.

Таким образом, процедура возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога не предусматривает участия в ней каких-либо третьих лиц.

Судьи также приходят к выводу о недопустимости переуступки права требования возврата излишне взысканного налога на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2010 N А56-53831/2007 судьи отклонили доводы о том, что уступка права требования возврата излишне уплаченного налога не противоречит положениям ст. 78 НК РФ, в связи с чем к данным правоотношениям возможно применение аналогии права - гл. 24 ГК РФ, а также положений п. 7 ст. 3 НК РФ.

Поскольку именно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено участие третьих лиц в спорных налоговых правоотношениях, в том числе и по основаниям, возникающим из событий, фактов и сделок, совершенных в рамках гражданского законодательства, требование цессионария о взыскании с налогового органа сумм излишне уплаченных налогов, основанное на договоре уступки права требования (цессии) с налогоплательщиком (цедентом), удовлетворению не подлежит.

Процедура возврата налогоплательщику излишне уплаченного налога, закрепленная в ст. 78 НК РФ, не предусматривает участия в ней каких-либо третьих лиц. Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, не предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Данные выводы поддержаны ФАС Центрального округа в Постановлении от 14.04.2011 по делу N А23-4844/09А-21-222.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А79-2734/2012 судьи обратили внимание, что из анализа положений ст. 48 АПК РФ следует, что процессуальное правопреемство возможно в случае, когда произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

Таким образом, с учетом изложенного заключение организацией-налогоплательщиком договора уступки права требования с третьим лицом в отношении взысканных с налогового органа сумм излишне уплаченных налогов является неправомерным.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

08.10.2013