Можно ли отнести в целях налогообложения прибыли к представительским расходам расходы на спиртные напитки, приобретенные для официального приема (буфетного обслуживания) и/или потребленные в нерабочее (в том числе ночное) время в процессе переговоров?

Ответ: Налоговый кодекс (п. 2 ст. 264) не содержит каких-либо ограничений в отношении перечня продуктов, используемых в представительских целях, в частности в отношении спиртных напитков.

Согласно п. 42 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п. 2 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Кроме того, расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В случае если алкогольная продукция, используемая в представительских целях, соответствует указанным критериям, то формальных оснований для исключения расходов на ее приобретение из состава представительских не имеется.

Судебная практика в отношении вопросов, связанных с отнесением расходов на алкогольную продукцию к представительским расходам, в большинстве случаев на стороне налогоплательщиков. Суды считают, что при отнесении расходов к представительским в первую очередь необходимо учитывать результат проведенных встреч. Такая позиция высказана в Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.02.2005 N А57-1209/04-16. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2004 N А56-34683/03 суд также занял позицию налогоплательщика и указал, что затраты на алкогольную продукцию, использованную для организации банкета, правомерно отнесены к представительским расходам, поскольку п. 2 ст. 264 НК РФ не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав таких расходов.

Кроме того, в случае возникновения споров со стороны налоговых органов последними должны быть представлены доказательства того, что спорные расходы не могут быть отнесены к представительским.

Однако следует иметь в виду, что в вопросах списания алкогольной продукции на представительские мероприятия Минфин России рекомендует учитывать обычаи делового оборота (это, видимо, относится к количеству использованных спиртных напитков). Такие рекомендации даны в Письме Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49.

Кроме того, по нашему мнению, время проведения представительского мероприятия, в частности в ночное время, не может служить основанием для исключения указанных затрат для целей налогообложения прибыли.

Вместе с тем в случае отсутствия документального подтверждения производственного характера встречи (проекты договоров, заключение сделок) не исключается вероятность того, что налоговые органы могут квалифицировать данное мероприятие как организацию развлечений и не признать затраты для целей налогообложения прибыли. В этом случае отстаивать свою позицию, возможно, придется в судебном порядке.

Т. Г.Боготская

Аудиторская фирма "ЮНИФИН ЛТД"

23.06.2006