В отношении ООО вынесено определение о наблюдении. Арбитражный суд возвратил исковое заявление ООО о взыскании дебиторской задолженности с контрагента в связи с неподсудностью дела. В определении о возвращении искового заявления суд указал на возврат госпошлины. Однако налоговый орган по заявлению ООО отказал в возврате госпошлины в связи с тем, что сбор был зачтен в счет недоимки по НДС. Не противоречат ли действия налогового органа законодательству о банкротстве?

Ответ: Существует два противоположных подхода к решению проблемы возврата юридическому лицу излишне уплаченного сбора в период введения наблюдения: с учетом требований Налогового кодекса РФ или с учетом норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).

Одним из оснований возврата государственной пошлины является возвращение заявления судом (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ). Пунктом 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ установлено, что возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса РФ. Пунктом 11 ст. 78 Налогового кодекса также определено, что правила этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

В соответствии с правилами ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Однако такой порядок осуществления зачета государственной пошлины не соответствует порядку удовлетворения требований кредиторов, предусмотренному Законом. В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику. Кроме того, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов. В соответствии с п. 4 ст. 134 Закона требования об уплате обязательных платежей отнесены к третьей очереди. Однако Закон относится к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Закон не определяет порядок возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины. Согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней регулирует ст. 78 Налогового кодекса РФ. Следовательно, в рассматриваемом случае налоговый орган, в соответствии с действующим налоговым законодательством, отказал в возврате государственной пошлины и зачел ее в счет погашения недоимки. Однако в большинстве своем судебная практика идет по другому пути и указывает, что все требования об уплате обязательных платежей должны заявляться только в рамках дела о банкротстве, с тем чтобы требования кредитора были включены в реестр требований кредиторов и удовлетворены в установленной Законом очередности. Зачет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов, сборов и пеней в счет погашения недоимок по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам является не чем иным, как погашением имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет. Судебная практика показывает, что налоговое законодательство в подобных ситуациях должно применяться только в пределах, установленных Законом (например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2005 по делу N А33-14311/05-Ф02-6408/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2004 по делу N Ф04/108-1004/А67-2003, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2005 по делу N А56-47416/2004, ФАС Уральского округа от 16.03.2006 по делу N Ф09-1940/06-С4 и др.).

Т. А.Разина

Секретарь государственной

гражданской службы РФ

1 класса

21.06.2006