О документальном подтверждении операций по перемещению товаров с территории Республики Беларусь на территорию РФ; о возмещении НДС по операциям реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию Республики Беларусь

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 июня 2006 г. N 03-2-03/1112@

Федеральная налоговая служба по вопросу проставления отметок на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям сообщает следующее.

Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации и экспорте товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь установлен Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004 (далее - Соглашение).

В целях применения Соглашения и Положения необходимо учитывать следующее.

Пунктом 6 разд. I Положения предусмотрено представление российскими налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, и товаросопроводительных документов белорусских налогоплательщиков.

В случае если перевозка ввозимого с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товара осуществлялась российским перевозчиком багажом на железнодорожном транспорте, в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, налогоплательщик может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию). Нормы Положения не предусматривают представление транспортных документов с отметками таможенных органов Российской Федерации.

Кроме того, согласно разъяснениям ФТС России не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации и Республики Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2) являются документами строгой отчетности и предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Они служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также для складского и бухгалтерского учета.

Таким образом, накладные формы N ТТН-1 и N ТН-2 являются товаросопроводительными документами белорусского налогоплательщика.

При перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без участия автомобильного транспорта (нарочным, почтовыми отправлениями, железнодорожным или авиатранспортом), кроме специфических документов, используемых при данном перемещении товара, оформляется накладная формы N ТН-2.

В случае перемещения товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой необходимо учитывать следующее.

Согласно положениям п. 11 разд. I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям.

Пунктом 37 разд. III Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.

Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под международными почтовыми отправлениями понимаются в том числе почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа.

В п. 3 разд. I Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381, приведен перечень документов, с использованием которых осуществляется пересылка через таможенную границу Российской Федерации международных почтовых отправлений.

С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением, налогоплательщику в составе документов, предусмотренных п. 6 разд. I Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать, какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации посредством его пересылки международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе.

В случае реализации товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь следует учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 разд. II Положения при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Для обоснования применения нулевой ставки налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, указанные в п. 2 разд. II Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.

В случае если вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь осуществляет белорусский покупатель, то он должен представить российскому продавцу те транспортные (товаросопроводительные) документы, которыми предусмотрено оформление перевозки соответствующим видом транспорта.

В соответствии с п. 3 разд. II Положения документы, предусмотренные п. 2 разд. II Положения, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Пунктом 4 разд. II Положения предусмотрено, что налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов производится налоговым органом в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов и документов, указанных в п. 2 разд. II Положения. По истечении указанного срока налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Т. В.ШЕВЦОВА

09.06.2006