Об учете дошкольным образовательным учреждением родительской платы за присмотр и уход за детьми для целей налога на прибыль и налога, уплачиваемого при применении УСН

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 октября 2013 г. N 03-03-05/41579

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу внесения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающего исключение родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, из доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также при применении упрощенной системы налогообложения, и сообщает следующее.

Для целей гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы, отнесены целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, одним из условий для признания в целях гл. 25 и 26.2 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями необходимо, чтобы указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности безвозмездно.

Согласно положениям п. 2 ст. 248 НК РФ имущество считается полученным безвозмездно, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" под присмотром и уходом за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2).

Положениями ст. 65 указанного Федерального закона предусмотрено, что указанная деятельность может осуществляться на платной основе.

Как правомерно указано в обращении, деятельность по присмотру и уходу за детьми по существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе присмотр и уход за детьми на платной основе, оказывают родителям услугу.

В этой связи родительская плата, взимаемая за содержание ребенка в дошкольных учреждениях, является выручкой от оказания услуг и не может быть признана целевым поступлением в смысле, придаваемом этому термину п. 2 ст. 251 НК РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что расходы, производимые дошкольными образовательными учреждениями за счет родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, учитываются для целей налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в связи с чем дополнительного налогообложения родительской платы не происходит. При равенстве доходов и расходов налоговая база будет равна нулю.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

07.10.2013