К вопросу о необходимости открытия уполномоченным банком паспорта сделки на договор комиссии

А.М. МОТОХИН, З.И. РОДИОНОВА

Мотохин Антон Михайлович, ЦСКО Среднерусского банка Сбербанка России, ведущий инспектор.

Родионова Зоя Игоревна, ЦСКО Среднерусского банка Сбербанка России, инспектор.

В статье рассмотрен один из спорных вопросов в области валютного регулирования и валютного контроля, связанный с порядком открытия и ведения паспортов сделок на внешнеторговые договоры комиссии. Детально рассмотрены две противоположные точки зрения данного вопроса. Исходя из истоков самой сделки, выбран и обоснован верный порядок учета таких договоров.

Ключевые слова: договор комиссии, комиссионер, комитент, паспорт сделки, валютные операции, таможенная территория РФ.

Shall the empowered bank to open passport of transaction for commission contract

A.M. Motokhin, Z.I. Rodionova

One of the disputable questions is under consideration in this article; it is in the sphere of currency regulation and currency control, which is connected to the order of opening and transaction of operation IDs for foreign-trade agreements of commission. The two opposite viewpoints of this question are considered in detail. The right registration order of abovementioned agreements is chosen and proved on the basis of the operation origins itself.

Key words: agreement of commission, commercial agent, commitent, operation ID, currency operations, customs territory of Russian Federation.

Между специалистами в области валютного контроля существует дискуссия по поводу порядка открытия и ведения уполномоченными банками паспортов сделок на внешнеторговые договоры комиссии. В данном вопросе мнение экспертов разделилось на два противоположных утверждения.

Одни считают, что открытие паспорта сделки на договоры комиссии зависит от схемы расчетов между резидентом и нерезидентом, которые, в свою очередь, являются либо комитентом, либо комиссионером в зависимости от сути проводимой сделки.

Рассмотрим данную позицию более детально на двух простых примерах.

А. Резидент-комиссионер, нерезидент-комитент.

В данной ситуации уполномоченный банк открывает паспорт сделки только в том случае, если резидент переводит всю выручку от реализации товара/услуг нерезиденту, а затем получает от него сумму вознаграждения отдельным платежом. Паспорт сделки в данном случае открывается только на сумму комиссионного вознаграждения, и то только если общая сумма вознаграждения превысит в эквиваленте USD 50 000,00 по курсу, установленному на дату заключения договора комиссии. Предпоследняя цифра номера такого паспорта сделки - "3 - экспорт услуг".

Если же договором комиссии предусмотрено, что резидент причитающееся ему комиссионное вознаграждение удерживает из выручки, поступившей от реализации товара/услуг, с дальнейшим перечислением оставшейся части выручки нерезиденту, то паспорт сделки открывать не нужно. Указанное заключение обосновывают тем, что в данном случае отсутствуют валютные операции, связанные с оплатой посреднических услуг.

Валютные операции, связанные <1>:

<1> Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" // Справочно-правовая система "Гарант".

- с перечислением выручки нерезиденту-комитенту от резидента-комиссионера, кодируются кодом 35020 - расчеты и переводы между резидентом и нерезидентом по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10 - 30, за исключением платежей с кодом 35010;

- с перечислением резиденту комиссионного вознаграждения от нерезидента, кодируются группой кодов 20 - расчеты и переводы нерезидентов в пользу резидентов по внешнеторговым сделкам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В. Нерезидент-комиссионер, резидент-комитент.

В данном примере порядок открытия уполномоченным банком паспорта сделки идентичен примеру А. С разницей лишь в том, что в данном случае паспорт сделки открывается с номером, предпоследняя цифра которого - "4 - импорт услуг".

Валютные операции, связанные <2>:

<2> Там же.

- с перечислением выручки резиденту-комитенту от нерезидента-комиссионера, кодируются кодом 35020 - расчеты и переводы между резидентом и нерезидентом по прочим операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и прямо не указанным в группах 10 - 30, за исключением платежей с кодом 35010;

- с перечислением нерезиденту комиссионного вознаграждения от нерезидента, кодируются группой кодов 21 - расчеты и переводы от резидентов в пользу нерезидентов по внешнеторговым сделкам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Данный порядок учета договоров комиссии отражен в письмах ГО ЦБ по Санкт-Петербургу от 25 января 2005 г. N 19-4-02/499 и от 16 мая 2007 г. N 19-2-2/1785.

Вторая точка зрения основана на разъяснениях ФТС, данных в письме от 22 октября 2008 г. N 241-101/44233. Согласно данным разъяснениям на договоры комиссии уполномоченный банк открывает паспорт сделки вне зависимости от порядка расчетов между комитентом и комиссионером и на всю сумму договора с номером предпоследней цифры - "9 - смешанная сделка", так как такие контракты содержат в себе одновременно обязательства по вывозу (ввозу) товаров с (на) таможенной территории Российской Федерации и обязательства по оказанию посреднических услуг.

Валютные операции в данном случае кодируются, как при обычном внешнеторговом договоре, т.е. за товары - товарный код, за услуги - код по услугам (без кода 35020).

Для того чтобы понять, какой из двух вышеуказанных порядков учета договоров комиссии в большей мере соответствует законодательству РФ, обратимся к истокам данных отношений.

Понятие договора комиссии закреплено ст. 990 ГК РФ <3>. Согласно данной статье, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

<3> Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. СПб.: Эксмо.

Рассмотрим процесс реализации данной схемы на рисунке.

¦ +----------------\ ¦ +--------------------\ ¦ ¦

¦Комитент¦Договор комиссии /¦Комиссионер¦Договор купли-продажи/¦Покупатель¦

¦ +----------------/ ¦ +--------------------/ ¦ ¦

L--------- L------------ L-----------

Схема договора комиссии

Как видно из рисунка, в сделке существует минимум два договора.

Первый договор - это договор комиссии (заключенный между комитентом и комиссионером), второй - договор купли-продажи (заключенный между комиссионером и третьей стороной).

Пунктами 3.1 и 3.2 Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И установлены условия оформления паспорта сделки. Так, паспорт сделки открывается на внешнеторговые контракты, предусматривающие ввоз (вывоз) товара на (с) таможенную территорию РФ.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что оформлять паспорт сделки нужно на тот договор, в котором товар пересекает таможенную границу РФ, вне зависимости от порядка расчетов, оговоренных в договоре комиссии.

Авторы данной статьи рекомендуют уполномоченным банкам по вышеуказанным причинам и во избежание проблем у клиентов банка, связанных с декларированием товаров, открывать паспорта сделки на договоры комиссии, заключенные с нерезидентами.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. СПб.: Эксмо.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Справочно-правовая система "Гарант".

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Справочно-правовая система "Гарант".

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Справочно-правовая система "Гарант".

5. Инструкция ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" // Справочно-правовая система "Гарант".

6. Положение ЦБР от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" // Справочно-правовая система "Гарант".