Налоговый орган отказал ООО в госрегистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ о генеральном директоре (о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени данного общества), поскольку заявление по форме N Р14001 было подписано новым, а не старым (уволенным по решению общего собрания участников ООО) генеральным директором. Правомерен ли такой отказ?

Ответ: Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) сведения о единоличном исполнительном органе обществ с ограниченной ответственностью содержатся в ЕГРЮЛ.

При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в ЕГРЮЛ на основании представленного в регистрирующий орган заявления по форме N Р14001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (п. 2 ст. 17 Закона). В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.

При этом в своем Письме от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 ФНС России указала, что при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, т. е. прежним руководителем. Если представленное заявление подписано неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ (т. е. таковым, по мнению ФНС России, является новый руководитель организации), регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления).

Однако при подаче заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе организации новые сведения всегда отличаются от данных ЕГРЮЛ, и само такое обращение организации в регистрирующий (налоговый) орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.

Как уже говорилось, Закон к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа в ООО (в данном случае генерального директора) - исключительная компетенция общего собрания участников общества (п. п. 1, 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 33, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). При этом законодательство никак не увязывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем. И, как следует из п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, лицо, чьи полномочия как генерального директора ООО прекращены общим собранием участников, не может без доверенности действовать от имени общества, а значит, и не имеет права подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом генеральном директоре. Таким правом обладает новый генеральный директор с момента его избрания общим собранием участников.

Таким образом, отказ налогового органа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в данной ситуации неправомерен, поскольку не соответствует законодательству, и в том числе ст. 23 Закона. К такому выводу пришел и Президиум ВАС РФ (Постановление от 14.02.2006 N 12580/05).

В. Н.Быков

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

01.06.2006