Просим разъяснить следующую ситуацию
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Пунктом 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" также предусмотрено, что при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик.
К какому моменту должны быть совершены указанные действия?
Необходимо ли вместе с заявлением о государственной регистрации создаваемого юридического лица представлять в налоговый орган заключение оценщика?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2006 г. N 03-01-10/2-119
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в том числе о создании юридических лиц.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован гл. 4 данного Федерального закона. Состав документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, поименован в ст. 12 указанного Федерального закона, согласно п. "а" данной статьи которого в рамках названной процедуры государственной регистрации в регистрирующий орган представляется, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
На основании положений п. "а" ст. 12 названного Федерального закона при представлении заявления в регистрирующий орган заявителем подтверждается, что: 1) - представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, 2) - содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации сведения достоверны, 3) - при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и 4) - в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Данные нормы содержатся и в разд. 12 Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, которым установлены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Соблюдение указанных норм, в том числе в части соблюдения установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения, подтверждается подписью заявителя.
Таким образом, учитывая, что приведенные нормы Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", рассматриваемые во взаимосвязи с заявительным порядком государственной регистрации, свидетельствуют об ответственности заявителя в отношении представляемых для государственной регистрации сведений, порядок учреждения юридического лица, наряду с иными особенностями, подтверждается заявителем в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В этой связи при необходимости осуществления определенных действий третьим лицом в предусмотренных законодательством случаях (например, по оценке имущественных вкладов, вносимых в уставный капитал общества, или по оценке имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества) такие действия должны быть совершены к моменту подачи заявителем документов в регистрирующий (налоговый) орган.
Следует учитывать, что на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган представляются только те документы, которые установлены данным Федеральным законом. При этом независимо от наличия обязанности по выполнению в установленном порядке предшествующих государственной регистрации необходимых процедур (например, по оценке имущества независимым оценщиком) требований о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих осуществление данных операций, не установлено.
Одновременно сообщаем, что за представление недостоверных сведений для включения их в государственные реестры, а также документов, содержащих заведомо ложные сведения, предусмотрена ответственность, установленная ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона (ст. 25 указанного выше Федерального закона).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
29.05.2006