АО меняет образ

(Шапкина Г.) ("Бизнес-адвокат", N 6, 1997) Текст документа

АО МЕНЯЕТ ОБРАЗ

Г. ШАПКИНА

Г. Шапкина, судья Высшего Арбитражного Суда.

Бум, связанный с созданием, регистрацией, утверждением на российском рынке акционерных обществ прошел, но вопросы их реорганизации, преобразования и подчас ликвидации продолжают интересовать многих. Материал судьи Высшего Арбитражного Суда Галины Шапкиной анализирует правовые аспекты данной проблемы.

Реорганизация акционерного общества

Реорганизация названа в законе как один из способов создания акционерных обществ, но этим указанное понятие не исчерпывается. В результате ее может изменяться организационно - правовая форма юридического лица (при преобразовании), в связи с чем акционерное общество перестает существовать, а на его основе возникает юридическое лицо иной формы. Вместе с тем акционерные общества могут возникать при преобразовании юридических лиц и других организационно - правовых форм: обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. В Законе названы пять форм реорганизации обществ: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Любая из этих форм может использоваться при добровольной реорганизации. Иные основания и порядок реорганизации определяются ГК и другими федеральными законами (ст. 15 Закона). Одним из таких способов является преобразование в акционерные общества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий. При реорганизации юридических лиц во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства. Способы реорганизации обществ можно подразделить на три группы, каждая из которых имеет свои особенности. Первая - укрупнение обществ, когда на основе двух или нескольких акционерных обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение. При слиянии возникает новое общество, к которому переходят все права и обязанности объединяющихся обществ с прекращением их деятельности в качестве самостоятельных юридических лиц (п. 1 ст. 16 Закона). В случае присоединения также происходит объединение двух или нескольких обществ, но одно из них - то, к которому присоединяются другие, - сохраняет свой статус юридического лица, а присоединяемые вливаются в него и прекращают свою самостоятельную деятельность. Вторая группа - разукрупнение акционерных обществ, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и пр.) создается одно или несколько новых обществ. Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Для каждого из этих способов установлен определенный набор требований. Они содержатся в ГК (ст. 57 - 60), Законе, а также в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. No. 1210. При объединении обществ (слиянии и присоединении) необходимо иметь в виду следующее: а) общества, участвующие в слиянии (реорганизации путем присоединения), должны заключить между собой договор, в котором определяются порядок и условия слияния (присоединения), а также порядок конвертации акций реорганизуемых обществ в обмен на акции создаваемого общества или того, к которому осуществляется присоединение. Договор подготавливает советы директоров объединяющихся обществ; б) вопрос о реорганизации общества путем слияния или присоединения, а также об утверждении соответствующего договора выносится советом директоров на решение общего собрания акционеров каждого общества. Решения по этим вопросам принимаются квалифицированным большинством не менее трех четвертей голосов; в) в соответствии с п. 3 ст. 57 ГК реорганизация юридических лиц в форме слияния и присоединения может осуществляться в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченных органов. Таким органом является Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), действующий в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Если сумма активов объединяющихся обществ (по последним их балансам) превысит 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, действующих на дату принятия соответствующего решения, то реорганизация их в форме слияния или присоединения возможна лишь с согласия ГКАП (ст. 17). Решение им принимается по ходатайству заинтересованных обществ, но оно может быть и отрицательным, если ГКАП признает, что намеченное укрупнение обществ может привести к возникновению или усилению доминирующего положения общества и ограничению конкуренции. Если сумма активов объединяющихся обществ менее 100-тысячного размера минимальной оплаты труда, но превышает 50-тысячный уровень, то общества, осуществляющие реорганизацию, обязаны уведомить о ней ГКАП; г) при слиянии и присоединении соответствующие общества составляют передаточные акты (при присоединении - те, которые присоединяются), содержащие сведения об имуществе реорганизуемых обществ и обо всех их обязательствах, в отношении каждого должника и кредитора, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт утверждается, как и договор о слиянии или присоединении, общим собранием акционеров каждого общества и является документом, определяющим правопреемство вновь созданного акционерного общества (или общества, к которому присоединилось другое) по отношению к реорганизованным; д) после принятия решений о проведении реорганизации, утверждении соответствующего договора и передаточных актов проводится совместное общее собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии (присоединении), которым утверждается устав и избирается совет директоров вновь созданного (укрупненного) общества. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии (присоединении) обществ; е) реорганизация завершается государственной регистрацией вновь возникшего общества и исключением из реестра обществ, прекращающих деятельность в связи с ее проведением. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 содержит развернутый перечень условий, которые необходимо включать в договоры о слиянии или присоединении обществ. Такой договор должен определять: - права владельцев всех типов размещаемых при реорганизации акций создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества, сроки и порядок обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на размещаемые акции этого обмена, а также условия такого обмена, в том числе соотношение типов и номинальных стоимостей размещаемых акций, применяемое при обмене для каждого типа ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества, иные существенные условия в соответствии с примерными договорами о слиянии и присоединении акционерных обществ, утверждаемых Государственным комитетом Российской Федерации по рынку ценных бумаг; - дату составления списка акционеров всех реорганизуемых обществ, имевших право на участие в их совместном общем собрании акционеров, а также порядок их голосования на этом собрании, если необходимое для этого число голосов, принадлежащих каждому акционеру, не совпадает с числом принадлежащих ему акций; - условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества. В Указе говорится, что в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, проект договора о слиянии вносится на утверждение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ после согласования с антимонопольным органом (п. 2). Необходимо обратить внимание еще на ряд положений, содержащихся в Указе. При реорганизации акционерных обществ, отмечается в нем, не допускается размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых обществ. Условия обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на акции или иные ценные бумаги, размещаемые при реорганизации, не могут содержать какие-либо требования, ограничивающие права их владельцев. Права, предоставляемые всем владельцам одного типа акций любого реорганизуемого общества при размещении акций или иных ценных бумаг, выпускаемых при реорганизации, должны быть равными. Решение о выпуске акций акционерного общества, создаваемого или продолжающего существовать при реорганизации, должно включать порядок и условия их размещения, установленные договором о слиянии или присоединении. При разделении и выделении обществ процедура реорганизации имеет особенности, отражающие характер происходящего в этих случаях процесса: а) решение о разделении либо выделении общества принимается общим собранием акционеров общества по предложению совета директоров, также как и в иных случаях реорганизации, большинством в три четверти голосов; б) в решении о разделении или выделении общества должны быть определены порядок и условия проведения соответствующей реорганизации, данные о создаваемых в связи с ее осуществлением новых обществах, порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции или иные ценные бумаги вновь создаваемых обществ; в) при разделении или выделении обществ подготавливается разделительный баланс, который должен содержать данные о разделе (выделении) имущества и распределении между вновь создаваемыми обществами (передаче выделяемому обществу) прав и обязанностей реорганизуемого общества. Разделительный баланс утверждается общим собранием акционеров и является документом о правопреемстве (переходе прав и обязанностей) вновь созданных обществ по отношению к реорганизованному; г) после принятия решения о разделении или выделении общества и утверждения разделительного баланса общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров; д) реорганизация в форме разделения или выделения общества завершается государственной регистрацией вновь возникших юридических лиц. Одновременно в реестр юридических лиц вносится запись о прекращении деятельности общества, реорганизованного путем разделения. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 определяет ряд требований, которые должны соблюдаться при реорганизации общества путем разделения или выделения. В решении о такой реорганизации должны быть четко определены типы акций, выпускаемых каждым эмитентом, права их владельцев, сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемого общества, соотношение типов и номинальной стоимости выпускаемых акций, из которого следует исходить при обмене акций реорганизуемого общества. В этих случаях не допускается также размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемого общества. При разделении (выделении) акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию акционера (п. 1 Указа). Порядок и условия преобразования акционерных обществ определяются ст. 20 Закона (п. 5 ст. 58 ГК). При такой реорганизации происходит, как уже отмечалось, изменение организационно - правовой формы юридического лица. Согласно Закону акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью и в производственный кооператив. Преобразование должно осуществляться с соблюдением требований законодательства, регулирующего порядок создания и деятельности соответствующих юридических лиц. Для обществ с ограниченной ответственностью - это ст. 87 - 94 ГК и федеральный закон о таких обществах, который должен быть принят на основании Кодекса (п. 3 ст. 87 ГК); для производственных кооперативов - ст. 107 - 112 Кодекса и Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г. <*>, изданный в соответствии с п. 4 ст. 107 ГК. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321. изданный в соответствии с п. 4 ст. 107 ГК.

При преобразовании обществ в одну из названных структур необходимо, в частности, учитывать ограничения числа их участников, которые могут устанавливаться специальным законодательством; особый характер объединения лиц в производственный кооператив, где одним из условий является объединение не только имущественных паевых взносов, но, и как правило, личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности и другие особенности. Решение о преобразовании общества принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров. В нем должны быть отражены порядок и условия, на которых осуществляется преобразование, порядок обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. В этом случае также подготавливается передаточный акт, на основе которого права и обязанности реорганизованного общества переходят к новому юридическому лицу. Участники создаваемого общества с ограниченной ответственностью или производственного кооператива на своем совместном заседании принимают решение об утверждении учредительных документов этого юридического лица и избирают его органы управления, руководствуясь нормами федеральных законов, регулирующими деятельность соответствующих организаций. При государственной регистрации вновь созданных юридических лиц в связи с реорганизацией акционерных обществ (в том числе путем преобразования) органу, осуществляющему ее, во всех случаях наряду с иными документами, предусмотренными законодательством, должны представляться передаточный акт или разделительный баланс, утвержденный общим собранием акционеров. Непредставление его либо отсутствие в этом документе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). Реорганизация юридического лица может затронуть интересы его кредиторов, и Закон предусматривает способы их защиты, наделяя кредиторов правом требовать в таких случаях от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. Подробнее см. п. 2 гл. 7 настоящей работы.

Изменение типа акционерного общества

В практике возник вопрос о возможности преобразования акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа: закрытого в открытое и открытого в закрытое. В Законе нет прямых указаний по этому поводу, но возможность изменения типа общества им не исключается. Это вытекает, в частности, из п. 3 ст. 7 Закона, где говорится о необходимости преобразования закрытого общества в открытое в случае, когда число акционеров закрытого превысит установленный предел - 50. В ст. 68 ГК содержится общая норма, где говорится о преобразовании хозяйственного общества одного вида в общество другого вида и не исключается при этом возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица,- акционерных обществ. Таким образом, изменение типа общества допустимо, но термин "преобразование" в том смысле, в котором он используется в ст. 20 Закона, здесь неприменим. В названной статье преобразование рассматривается как одна из форм реорганизации юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями. При изменении типа общества - закрытого на открытое и открытого на закрытое - реорганизации в юридическом понимании не происходит. А отсюда следуют имеющие существенное значение выводы. Поскольку смена типа общества не является его реорганизацией, то в этом случае не возникает, во-первых, право кредиторов требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств, что возможно при реорганизации, и, во-вторых, не требуется составления передаточного акта, что необходимо при преобразовании общества в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Не возникает и у акционеров права требовать от общества выкупа акций в соответствии со ст. ст. 75 и 76 Закона. Решение об изменении типа общества принимается общим собранием акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества или принятием его в новой редакции и государственной регистрацией этих изменений (устава в новой редакции). Следует, однако, иметь в виду, что есть случаи, когда изменение типа общества не может быть произведено или даже запрещено. Их три: 1) в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона и п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 2120 открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в закрытые общества <*>. Не допускается изменение типа акционерного общества в случаях, когда в соответствии с законодательством они могут создаваться только в форме открытых (например, инвестиционные фонды); -------------------------------- <*> Названный Указ исключает возможность преобразования таких обществ и в юридические лица иной организационно - правовой формы.

2) открытое общество не может быть преобразовано в закрытое, если число его акционеров превышает 50, - предел, установленный для закрытых обществ, - п. 3 ст. 7 Закона; 3) закрытое общество не подлежит преобразованию в открытое, если размер уставного капитала открытого окажется ниже минимального уровня, установленного ст. 26 Закона для открытых обществ. Но акционеры могут при желании увеличить размер уставного капитала до нужного уровня, и тогда изменение типа общества возможно. Следует, кроме того, обратить внимание на указания, содержащиеся в ряде законодательных и иных правовых актов о приватизации государственных и муниципальных предприятий, о необходимости преобразования закрытых акционерных обществ, в уставном капитале которых имеется государственная собственность, в акционерные общества открытого типа <*>. -------------------------------- <*> См. п. 7 ст. 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"; п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721; п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210.

Ликвидация акционерного общества

Порядок ликвидации акционерного общества определяется ст. 21 - 24 Закона и ст. 61 - 64 ГК. Общество может быть ликвидировано добровольно или по решению суда, то есть независимо от желания его участников, по основаниям, предусмотренным Кодексом. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Добровольная ликвидация общества проводится по решению общего собрания акционеров. Одновременно принимается решение о создании ликвидационной комиссии. С момента ее образования к ней переходят все полномочия по управлению обществом. Ликвидационная комиссия выступает от имени общества в суде. Закон предусматривает, что в случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии должны быть включены представители соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, либо органа местного самоуправления. Если это требование не будет выполнено, то орган, осуществивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии. Обязанность участников информировать этот орган о принятом решении о ликвидации общества (как и любого другого юридического лица) предусмотрена п. 1 ст. 62 ГК. По поступлении такой информации в реестр юридических лиц вносятся сведения о том, что общество находится в процессе ликвидации. Причины добровольной ликвидации общества могут быть разными. Кодекс указывает, в частности, на истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано. Причиной ликвидации общества может быть недостаточная эффективность его деятельности, признание акционерами нецелесообразным дальнейшее ее продолжение. В некоторых случаях Закон обязывает общества принять решение о ликвидации общества. Так, п. 5 ст. 35 предусмотрено, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в ст. 26 Закона, общество обязано принять решение о своей ликвидации. Если оно не будет принято, то акционеры, кредиторы, а также органы, уполномоченные государством, вправе требовать ликвидации общества в судебном порядке. В этой ситуации действует как бы добровольно-принудительный вариант. Подлежит ликвидации общество закрытого типа, число акционеров которого превышает 50, если в течение года оно не будет преобразовано в открытое и не сократит число акционеров до установленного предела (п. 3 ст. 7 Закона). Принудительная, по решению суда, ликвидация общества осуществляется в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК: при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Постановлением Пленумов от 1 июля 1996 г. разъяснили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если суд квалифицирует его действия (или бездействие), связанные с неисполнением требований, содержащихся в иных законах (помимо Кодекса), как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. Применение указанных норм можно проиллюстрировать следующим примером. В апреле 1996 г. в Арбитражный суд обратилась Государственная налоговая инспекция г. Иркутска с требованием о ликвидации акционерного общества закрытого типа, созданного и зарегистрированного в 1993 г. Требование мотивировано тем, что общество нарушает Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В соответствии со ст. 11 этого Закона каждый налогоплательщик (а общество им является) обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово - хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения и выполнять другие обязанности. Общество с момента его учреждения ни разу не выполняло этих требований, в течение трех лет не представляет необходимые отчеты и не уплачивает налоги. Арбитражный суд Иркутской области, рассматривавший данный спор, признал требование о ликвидации общества обоснованным, поскольку нарушения им законодательства носили систематический характер <*>. -------------------------------- <*> Аналогичная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по одному из дел, рассмотренных им в порядке надзора. (См. Вестник ВАС РФ. 1996. N 11. Ст. 77).

Согласно п. 3 ст. 61 ГК требование о ликвидации общества по основаниям, указанным в п. 2 этой статьи (нарушение законов и иных правовых актов и др.), может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Право Государственной налоговой инспекции на обращение с подобными исками предусмотрено ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В отношении коммерческих банков таким правом обладает Центральный Банк России. Соответствующими полномочиями обладают органы прокуратуры и ряд других. Обязанности по ликвидации общества возлагаются решением суда на его органы, уполномоченные проводить ее в соответствии с Законом и уставом. Если, однако, в установленный срок ликвидация ими не проводится, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществлять соответствующие действия. При назначении ликвидатора, определении порядка ликвидации суд применяет по аналогии положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона) <*>. -------------------------------- <*> См. ст. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г.

Ликвидация юридических лиц, в том числе акционерных обществ, в связи с несостоятельностью (банкротством) регулируется специальными нормами законодательства - ст. 65 ГК, Законом РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" <*>. Действуют также положения Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" <**>, Постановления Правительства России "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" <***>. -------------------------------- <*> ВВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6. <**> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5070. <***> СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 490.

Закон регламентирует порядок и сроки публикации сообщения о ликвидации общества, предъявления кредиторами требований к ликвидируемому обществу. Срок для предъявления таких требований не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Процедура ликвидации включает выявление не только кредиторов, но и дебиторов общества, принятие мер к получению задолженности с последних и выплате долгов кредиторам. Выплата кредиторам денежных средств производится в порядке очередности, установленной ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, утверждаемым общим собранием акционеров. При недостаточности денежных средств ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов и направляет вырученные деньги на погашение долгов. После завершения расчетов с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс, который также утверждается общим собранием акционеров, но в этом случае по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию общества. Если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами. Когда есть долги, между акционерами распределяется оставшаяся после расчетов с кредиторами часть имущества. При этом действует установленная Законом (ст. 23) очередность. В первую очередь осуществляются выплаты по акциям, подлежащим выкупу в соответствии со ст. 75 Закона; во вторую - начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и определенная уставом ликвидационная стоимость по таким акциям; в третью очередь распределяется оставшееся имущество (средства) между акционерами - владельцам обыкновенных и всех типов привилегированных акций (кроме тех, которые отнесены ко второй очереди). Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения об этом записи в реестр государственной регистрации юридических лиц.

Название документа