Российская организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ, оказала белорусскому заказчику услуги по оценке его возможностей по управленческим, экономическим, финансовым вопросам в части осуществления деятельности на территории РФ. Необходимо ли российской организации производить исчисление и уплату НДС при реализации этих услуг, если основанием для заказа этих услуг является осуществление в последующем деятельности на территории РФ и эти услуги оказаны только на территории РФ?

Ответ: У российской организации, которая оказывает белорусскому заказчику консультационные услуги по оценке возможностей по управленческим, экономическим, финансовым вопросам, не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС, поскольку местом их реализации не признается территория Российской Федерации.

Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.

Исходя из ст. 1 Протокола консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.

Следовательно, если услуги по оценке возможностей по управленческим, экономическим, финансовым вопросам в части осуществления деятельности на территории Российской Федерации, которые следует отнести к консультационным услугам, оказываются налогоплательщику - резиденту Республики Беларусь, местом реализации этих услуг не является территория Российской Федерации.

Таким образом, российской организации не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость в Российской Федерации при реализации белорусской организации консультационных услуг, несмотря на то что эти услуги фактически оказаны на территории Российской Федерации.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

07.10.2013