Российская организация поставляет оборудование в Республику Беларусь по договору поставки. По условиям договора ответственность за доставку оборудования несет поставщик. В связи с этим российская организация выступает заказчиком услуг по проверке оборудования на предмет наличия дефектов и комплектности оборудования, которые оказывает белорусская организация на территории Республики Беларусь. Следует ли российской организации производить исчисление и удержание налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента в Российской Федерации при приобретении этих услуг?

Ответ: Российской организации не следует при приобретении у белорусской организации услуг по проверке оборудования на предмет наличия дефектов и комплектности оборудования, которое находится на территории Республики Беларусь, производить исчисление и удержание НДС в качестве налогового агента в Российской Федерации, поскольку местом реализации оказанных белорусской организацией услуг не признается территория Российской Федерации.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 161 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства.

Поскольку движимое имущество (оборудование) не находится на территории Российской Федерации, местом реализации услуг по проверке оборудования на предмет наличия дефектов и комплектности оборудования, которые оказывает белорусская организация на территории Республики Беларусь, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, российской организации не следует при приобретении у белорусской организации услуг по проверке оборудования на предмет наличия дефектов и комплектности оборудования производить исчисление и удержание налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента в Российской Федерации.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

07.10.2013