Организация (хозяйственное общество) зарегистрирована по местонахождению здания, принадлежащего ей на праве собственности. Принято решение о сносе здания и строительстве на его месте нового бизнес-центра. На период строительства объекта организация переезжает в арендованный офис. Нужно ли в рассматриваемой ситуации вносить изменения в учредительные документы организации? Если да, то какие последствия (налоговые или административные) могут наступить, если адрес (местонахождение) изменен не будет?

Ответ: Если организация зарегистрирована по местонахождению здания, принадлежащего ей на праве собственности, принято решение о сносе здания и строительстве на его месте нового бизнес-центра и на период строительства объекта организация переезжает в арендованный офис, то организация должна внести изменения в свои учредительные документы и зарегистрировать их в налоговом органе.

Если адрес (местонахождение) организации не будет изменен, то для организации и ее должностных лиц могут наступить следующие налоговые или административные последствия:

- административная ответственность по ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление сведений о юридическом лице,

- ответственность по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе;

- ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за использование контрольно-кассовой техники с нарушением условий ее использования, регистрации и применения.

Также возможно инициирование процесса принудительной ликвидации организации по иску регистрирующего органа.

Обоснование: В силу п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ в учредительных документах юридического лица среди прочих сведений обязательно должно указываться место его нахождения.

Единственным учредительным документом акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью является устав, который обязательно должен содержать сведения о месте нахождения общества (п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. п. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице указываются адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такого органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Таким образом, при изменении адреса (местонахождения) организации необходимо внести изменения в ее учредительные документы (устав АО, устав ООО) и зарегистрировать их в порядке, предусмотренном гл. VI Закона N 129-ФЗ (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Это нужно сделать и в том случае, если организация переезжает в арендованный офис на период строительства нового бизнес-центра на месте подлежащего сносу здания, по месту нахождения которого она была зарегистрирована.

Если в учредительные документы организации не будут внесены изменения в связи с изменением ее адреса (местонахождения), для организации могут наступить следующие негативные последствия:

- штраф за непредставление сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (об изменении адреса (местонахождения) организации).

Согласно ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет для должностных лиц организации предупреждение или штраф в размере 5000 руб.;

- инициирование ликвидации организации в принудительном порядке.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ). В этом случае регистрирующий орган должен доказать, что отсутствие юридического лица по адресу (местонахождению), указанному в ЕГРЮЛ, является грубым и неустранимым нарушением. Однако в судебной практике сформировалась точка зрения, согласно которой такое нарушение является устранимым, в связи с чем суды часто отказывают в удовлетворении исков о принудительной ликвидации организации по этому основанию (Определения ВАС РФ от 06.05.2010 N 5561/10 и от 16.03.2010 N ВАС-2903/10);

- осуществление организацией деятельности по иному адресу, чем тот, который указан в учредительных документах, может быть квалифицировано как создание обособленного подразделения.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). За нарушение этого срока наступает ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ, а также административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Кроме того, организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ);

- административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ (если организация осуществляет наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники и платежных карт).

В ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям или используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

При смене адреса места установки контрольно-кассовой техники требуется ее перерегистрация (п. 76 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н). Если при смене адреса (местонахождения) организация будет использовать контрольно-кассовую технику в арендованном офисе и не перерегистрирует ее, вероятно привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа для организации в размере от 30 000 до 40 000 руб., для ее должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.

Кроме того, несовпадение юридического и фактического адресов организации может неблагоприятно сказаться на ее деятельности при возникновении судебного спора, о котором будет сообщено по прежнему адресу, где организация фактически не находится. Даже если уведомление о начале судебного разбирательства не будет получено, организация считается уведомленной надлежащим образом (ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Также Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" ГК РФ дополнен ст. 165.1 о юридически значимых сообщениях. Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, то есть сообщение, с которым закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия, считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

07.10.2013