В связи с конфликтами на территории Чеченской Республики, сложностью и напряженностью при выполнении должностных обязанностей работникам структурных подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, трудовыми договорами установлена доплата в размере 10% тарифной ставки (оклада). Кроме того, работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики, положением об оплате труда предусмотрена выплата суточных в двукратном размере

Уменьшают ли налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доплата работникам структурных подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, а также сверхнормативные суточные, выплачиваемые работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики? Следует ли вышеуказанные выплаты включать в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2006 г. N 03-05-02-04/65

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 "Единый социальный налог" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам в виде региональной доплаты и сверхнормативных суточных, производимым сотрудникам структурных подразделений, расположенных на территории Чеченской Республики, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных вещных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 настоящего Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса не признаются объектом налогообложения ЕСН выплаты и вознаграждения, которые у налогоплательщиков-организаций относятся к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие и не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций включаются любые начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). В ст. 129 Трудового кодекса установлено, что заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Таким образом, учитывая, что установленная организацией и отраженная в трудовых (коллективных) договорах региональная доплата работникам структурных подразделений на территории Чеченской Республики является по сути стимулирующей доплатой за сложную и напряженную работу на территории Чечни, в соответствии с положениями ст. 255 Кодекса суммы таких доплат могут приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.

В связи с вышеизложенным суммы упомянутой доплаты являются объектом налогообложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

Что касается выплат сверхнормативных суточных работникам, командируемым на территорию Чеченской Республики, то согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы в виде суточных, выплаченных работнику за время командировки, являются нормируемыми. Такие нормы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Таким образом, расходы налогоплательщика по выплате суточных сверх норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не учитываются в целях налогообложения прибыли и, следовательно, на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не являются объектом налогообложения ЕСН.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

19.05.2006