Организация, которая производит стеклотару для пищевой и химической промышленности и имеет несколько стекловаренных печей, формирует резерв на ремонт основных средств. Ремонт печей является дорогостоящим и особо сложным. По мнению налоговой инспекции, недостаток средств для ремонта одной печи должен покрываться за счет резерва, то есть по существу за счет средств, накапливаемых для ремонта других печей. Так ли это?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 260 Налогового кодекса РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

Из анализа положений абз. 3, 6 - 8 п. 2 ст. 324 НК РФ следует, что накопления на обычный (текущий и недорогой капитальный) ремонт и дорогостоящий (особо сложный) капитальный ремонт в рамках сформированного резерва необходимо учитывать обособленно.

В то же время налоговое законодательство не регулирует порядок использования резерва, который накапливается для проведения дорогостоящих (особо сложных) капитальных ремонтов по нескольким объектам основных средств.

В связи с этим существует высокая вероятность того, что налоговые органы будут настаивать на позиции, согласно которой накопления на дорогостоящий (особо сложный) ремонт нескольких объектов основных средств должны учитываться в совокупности по этим объектам. Следовательно, расходы на ремонт одного из объектов основных средств должны покрываться за счет общих накоплений на дорогостоящие (особо сложные) ремонты.

Однако, на наш взгляд, из содержания ст. 324 НК РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, в каком порядке надо списывать расходы на проведение дорогостоящих (особо сложных) ремонтов одновременно по нескольким основным средствам.

Следовательно, в указанной ситуации подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поэтому считаем, что к решению данного вопроса возможен и иной подход. Поскольку размер отчислений в резерв на финансирование дорогостоящих ремонтов по нескольким объектам основных средств зависит напрямую от характеристики этих основных средств (а именно срока их использования, стоимости ремонта и т. д.), то организация вправе вести налоговый учет накоплений на дорогостоящий капитальный ремонт нескольких основных средств отдельно по каждому основному средству.

При этом расходы на ремонт конкретного основного средства должны покрываться только за счет средств, накопленных непосредственно на его ремонт.

А если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт такого основного средства превышает сумму соответствующих накоплений, то остаток затрат для целей налогообложения следует включать в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода, как это предусмотрено абз. 6 п. 2 ст. 324 НК РФ.

Как видим, ситуация может быть спорной. Поэтому предлагаем принять решение самостоятельно с учетом изложенной информации.

К сожалению, судебная практика по данному вопросу отсутствует. В связи с указанными обстоятельствами предсказать решение суда в случае возможного спора организации с налоговым органом по указанному вопросу не представляется возможным.

Считаем уместным напомнить налогоплательщику о том, что он вправе обжаловать акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или в суд, если считает, что они нарушают его права (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Т. П.Тойменцева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.05.2006