В суде общей юрисдикции рассматривалось дело по иску гражданина, получившего увечья в результате несчастного случая на производстве, к отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) о назначении страхового обеспечения. Отделение ФСС РФ дело проиграло, но решило обратиться с кассационной жалобой на решение суда. Руководствуясь пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и полагая, что действует в защиту государственных интересов, отделение ФСС РФ приняло решение госпошлину при обращении с кассационной жалобой не уплачивать. Правомерны ли действия отделения ФСС РФ?
Ответ: В соответствии со ст. 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.
При этом в ст. 339 ГПК РФ содержится требование, что к кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба при ее подаче подлежит оплате.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Кодекса установлено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 100 руб., а организациями - 2000 руб.
Вместе с тем в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, в случаях, предусмотренных законом, за защитой государственных и общественных интересов.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не назван органом государственной власти.
Частью 1 ст. 76, ч. 1 ст. 112 и ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации отнесение организаций к органам государственной власти производится законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649, Фонд социального страхования Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти не отнесен.
Фонд социального страхования Российской Федерации, согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения по своему организационно-правовому статусу к органам государственной власти не относятся. В связи с этим льготы по уплате государственной пошлины, предусмотренные пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Кодекса, на данные финансово-кредитные учреждения не распространяются.
Дополнительно сообщаем, что в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2005 по делу N КАС05-068 содержится позиция, согласно которой органы государственной власти и местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины, когда выступают в качестве истца (заявителя), а не в качестве процессуального ответчика.
Следовательно, если государственные органы выступали в суде общей юрисдикции в качестве ответчиков, они уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения судов на общих основаниях, то есть в размере, установленном пп. 9 п. 1 ст. 333.19 Кодекса.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения при обращении в суд общей юрисдикции при подаче кассационной жалобы по исковому заявлению имущественного характера, не подлежащему оценке, а также исковому заявлению неимущественного характера уплачивают государственную пошлину в размере, установленном для организаций, - 1000 руб.
М. Б.Грибанова
Ведущий специалист
отдела имущественных
и прочих налогов
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
12.05.2006