Организацией (основные виды деятельности в г. Москве - оптовая торговля электротехническим оборудованием и сборочное производство) заключен договор об аренде склада и помещения для сборочного производства (обособленное подразделение компании) в д. Заборье Домодедовского района Московской области (30 км от кольцевой автодороги). В связи с отсутствием к данному населенному пункту рейсов транспорта общего пользования и для обеспечения своевременной технологической обработки грузов организация заключила договор с транспортной компанией на доставку работников от места сбора (станция метро "Домодедовская") до склада и обратно к месту сбора. Доставка работников к месту работы и обратно не предусмотрена трудовыми договорами

Кроме этого, организация имеет филиал в г. Санкт-Петербурге - завод по производству электрооборудования. В связи с расширением производства завод перешел на двухсменный режим работы с окончанием работы 2-й смены в 24.00. Организация заключила договор с транспортной компанией на доставку работников 2-й смены от места работы до места жительства в ночное время. Доставка работников к месту работы и обратно не предусмотрена трудовыми договорами.

Правомерно ли в приведенных ситуациях включение в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат по перевозке работников? Следует ли включать стоимость перевозки работников к месту работы и обратно в налогооблагаемую базу по НДФЛ и начислять ЕСН и пенсионные взносы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 мая 2006 г. N 03-03-04/1/434

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу правомерности включения транспортных расходов по доставке работников к месту работы и обратно, осуществляемых сторонней организацией, в состав других расходов, связанных с производством и реализацией, сообщает следующее.

1. Налог на прибыль организаций.

В соответствии с п. 26 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Учитывая изложенное, несмотря на то что в рассматриваемых случаях доставка работников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом и может рассматриваться как технологическая особенность производства, однако в связи с тем, что она не предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, расходы по договорам, заключенным с транспортными организациями по доставке работников, не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

2. Единый социальный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, в целях применения п. 3 ст. 236 Кодекса учитывается квалификация указанных выплат и вознаграждений в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Учитывая то, что оплата проезда работников к месту работы и обратно не предусмотрена трудовым договором, а также принимая во внимание то, что затраты на перевозку работников не учитываются при налогообложении прибыли, такие суммы оплаты проезда не облагаются единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

3. Налог на доходы физических лиц.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В рассматриваемом случае расходы организации на оплату проезда работников связаны с производственной необходимостью, поскольку проезд работников до места работы и обратно при отсутствии рейсов общественного транспорта самостоятельно невозможен.

С учетом невозможности работнику добраться до места работы и обратно суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, суммы, израсходованные организацией на оплату проезда работников при отсутствии рейсов общественного транспорта в соответствии с договорами, заключенными с транспортной компанией, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

11.05.2006