При выездной проверке налоговый орган выявил недоимку по НДС. Она образовалась в связи с тем, что некоторые операции, которые организация считала не облагаемыми НДС, налоговый орган признал облагаемыми. Доначисления были произведены на основании договоров, счетов-фактур и накладных, которые подтверждают вычеты по НДС по этим неучтенным операциям. Однако инспекторы составили акт и вычеты не учли, ссылаясь на то, что организация не представила уточненные декларации. Организация с позицией инспекторов не согласилась, представила возражения и снова представила все документы, но получила решение о привлечении к ответственности с суммой недоимки по НДС, пенями и штрафом за неуплату НДС. Правомерно ли оно?

Ответ: Налоговый орган при переквалификации совершенных налогоплательщиком операций из не облагаемых НДС в облагаемые должен учесть налоговые вычеты, которые организация подтвердила счетами-фактурами и первичными документами в ходе выездной проверки. Такой же позиции придерживается Президиум ВАС РФ.

Обоснование: Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании счетов-фактур (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

ФНС России, ссылаясь на позицию ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 23/11), разъясняла, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, которое носит заявительный характер и не может быть реализовано налогоплательщиком никаким образом, кроме заявления вычетов в налоговых декларациях, представляемых в налоговый орган. То есть само по себе наличие документов, подтверждающих право на вычеты, без отражения их в декларации не является основанием для уменьшения НДС, подлежащего уплате в бюджет (п. 12 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.06.2013 N 1001/13 обратил внимание на необходимость определения в ходе выездной налоговой проверки действительного размера налоговой обязанности при переквалификации налоговым органом совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций. Суд особо отметил, что озвученная в Постановлении Президиума ВАС РФ N 23/11 позиция касалась случая, когда вычеты по НДС не только не были заявлены налогоплательщиком в налоговых декларациях, но и документы, подтверждающие налоговые вычеты, а также книги покупок при проверке инспекции не представлялись, возражения, основанные на данных документах, налогоплательщиком не заявлялись. Что касается представления уточненных деклараций, то Президиум ВАС РФ отметил, что заявление вычетов в уточненных налоговых декларациях означало бы согласие с подходом инспекции относительно обоснованности переквалификации и учета спорных операций при определении налоговой базы по НДС, что не соответствовало бы действительной позиции общества.

Таким образом, налоговый орган должен был учесть при доначислении организации НДС налоговые вычеты, право на которые подтверждалось счетами-фактурами, исследованными при проведении налоговой проверки. С учетом позиции Президиума ВАС РФ решение налогового органа может быть успешно оспорено в суде.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

06.10.2013