В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом". Исходя из содержания конституционного понятия законно установленного налога, налогоплательщик, видимо, также должен устанавливаться исключительно законом. По нашему мнению, принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ в части определения плательщиков единого сельскохозяйственного налога не в полной мере согласуется с установленными в законодательном порядке основами налогообложения в Российской Федерации. Так, из норм ст. 346.2 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ) следует, что сельскохозяйственным товаропроизводителем может быть признан только тот налогоплательщик, который производит сельскохозяйственную продукцию, виды которой определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, налогоплательщик определяется, по существу, подзаконным актом. Просим разъяснить указанное положение ст. 346.2 НК РФ
Ответ: Порядок определения плательщика того или иного вида налога установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Плательщики конкретных видов налогов определяются соответствующими главами части второй НК РФ, которые введены федеральными законами. Таким образом, налогоплательщик определяется только в законодательном порядке.
В рассматриваемом случае актом Правительства Российской Федерации определяется не сам плательщик единого сельскохозяйственного налога, а только конкретные виды сельскохозяйственной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (см. п. 3 ст. 346.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ)).
Таким образом, то обстоятельство, что определяемые Правительством Российской Федерации виды сельскохозяйственной продукции используются при решении вопроса о правомерности перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
В. В.Петрунин
Аппарат Правительства РФ
10.05.2006