Заместитель генерального директора организации, исполнявший на момент проведения проверки обязанности генерального директора, как должностное лицо привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции, выразившееся в реализации алкогольной продукции при отсутствии информационного стенда в наглядном для покупателей месте

Вправе ли инспекция привлечь заместителя генерального директора организации к ответственности за данное правонарушение, если она не соблюла порядок производства по делу об административном правонарушении?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 4 мая 2006 г. N 09-24/36760

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

В п. 3 ст. 26 Закона N 171-ФЗ определено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования закона, несут ответственность согласно законодательству РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 утверждены Правила продажи алкогольной продукции, которые регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции. Указанные Правила утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80. В настоящее время применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Продавец обязан предоставить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей (п. 4 Правил).

На основании п. 6 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

- наименование и цену алкогольной продукции;

- данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

- наименование производителя (юридический адрес) и страну происхождения алкогольной продукции;

- государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

- объем алкогольной продукции в потребительской таре;

- наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

- содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

- противопоказания к применению алкогольной продукции;

- дату изготовления и срок годности.

Кроме того, продавец также обязан иметь оформленную в порядке, установленном Правительством РФ, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять ее по требованию покупателя.

Согласно п. 9 Правил не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9%);

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов);

4) имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности, упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов;

5) с содержанием этилового спирта более 18% объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак";

6) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

7) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

8) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Данные пункты Правил не содержат указаний об установлении информационного стенда, о чем указано в протоколе.

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Из представленных материалов следует, что в протоколе об административном правонарушении не указано событие административного правонарушения, а именно в чем конкретно выразилось нарушение Правил продажи алкогольной продукции.

Кроме того, в соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

Однако в данном случае в постановлении о привлечении заместителя генерального директора организации к административной ответственности не изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу. Следовательно, из постановления не ясно, в чем именно выразилось нарушение Правил продажи алкогольной продукции.

Указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, привлечение к административной ответственности заместителя генерального директора организации за нарушение Правил продажи алкогольной продукции в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ неправомерно.

Руководитель Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.СИНИКОВА

04.05.2006