В связи с разъездным характером работы на балансе организации находится более 800 легковых автомобилей. Раздел 2 налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, должен заполняться по каждому транспортному средству. В связи с этим декларация будет содержать свыше 800 листов, что, по нашему мнению, является нецелесообразным

Можно ли представлять расчет налоговой базы и суммы налога в виде сводной таблицы, аналогичной той, которая содержалась в Приложении "А" ранее действовавшей декларации, утвержденной Приказом МНС России от 18.03.2003 N БГ-3-21/125?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: На основании пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации по установленной форме.

Согласно п. 4.1 Инструкции по заполнению Налоговой декларации по транспортному налогу (см. Приложение N 2 к Приказу МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724) разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству" заполняется отдельно по каждому транспортному средству.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация должна представить в налоговые органы налоговую декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом N БГ-3-21/724, заполнив при этом разд. 2 в отношении каждого легкового автомобиля.

В случае принятия организацией другого решения ей необходимо учитывать следующее.

Из положений п. 2 ст. 80 НК РФ следует, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации только в том случае, когда налогоплательщиком представляется налоговая декларация по установленной форме. Кроме того, в п. 2.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее - Регламент), утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, указано, что в случае выявления несоответствия установленной форме представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговый орган не принимает такую документацию.

Следовательно, представление организацией налоговой декларации по несоответствующей форме может повлечь за собой отказ налогового органа в ее принятии.

В Письме УФНС России по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710 отмечается следующее. Если налогоплательщик представит в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, его обязанность по представлению декларации следует считать неисполненной. В этом случае налоговый орган вправе применить к налогоплательщику в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приостановление операций по счетам в банке в соответствии со ст. 76 НК РФ, а также меры ответственности, установленные ст. 119 НК РФ.

В то же время сложившаяся судебная практика по данному вопросу свидетельствует об обратном. Так, по мнению федеральных арбитражных судов, ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление декларации в установленный законодательством срок, но не за представление декларации по неустановленной форме. В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Таким образом, оснований для привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по форме, утратившей силу, не имеется (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2005 N А56-32659/04, от 18.01.2005 N А05-12603/04-20, от 23.12.2004 N А56-23329/04, ФАС Уральского округа от 16.05.2005 N Ф09-1997/05-С1, от 24.02.2005 N Ф09-384/05-АК, ФАС Центрального округа от 06.06.2003 N А09-780/03-16, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2005 N Ф04-1077/2005(9199-А27-31)).

Следует учитывать, что в российской правовой системе судебный прецедент не является источником права, и суд не обязан применять во всех аналогичных случаях вынесенные другим (в том числе и вышестоящим) судом решения по конкретным делам.

Как видим, рассматриваемый вопрос является спорным. Поэтому предлагаем организации на основе изложенной информации и экономической целесообразности принять самостоятельное решение.

А. И.Костин

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

02.05.2006