Порядок проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

(Томах М. С.)

("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2013, N 3)

Текст документа

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ,

ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД ПРАВ В ОТНОШЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

М. С. ТОМАХ

Мария Сергеевна Томах, заместитель начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы (г. Москва).

В статье анализируются изменения законодательства Российской Федерации о защите конкуренции и приватизации государственного и муниципального имущества в части заключения договоров, порядка обжалования действий (бездействия) организатора торгов, комиссий при проведении торгов в антимонопольный орган. Рассматриваются изменения, внесенные Федеральной антимонопольной службой в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Ключевые слова: государственное имущество, муниципальное имущество, Правила проведения конкурсов, аукционов, переход прав в отношении государственного, муниципального имущества, договор безвозмездного пользования имуществом, договор доверительного управления имуществом.

Order of auction for the right to contract, enabling it to transfer rights in relation to state or municipal property.

M. S. Tomah

The paper analyzes the changes in the legislation of the Russian Federation for the Protection of Competition and the privatization of state and municipal property in the part of contracting, Litigation actions (inaction) of the organizer of trading, commissions in the bidding to the antimonopoly body. The changes made by the Federal Antimonopoly Service of the Rules of tenders or auctions for the right to lease, free use, property management, and other instruments that provide for the transfer of rights of state or municipal property.

Key words: state property, municipal property, Rules of the competition, auctions, the transfer of rights in respect of the state, municipal property, the contract gratuitous use of property, contract property management.

2 июля 2008 года вступили в силу положения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающей особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения таких договоров.

Порядок проведения торгов установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения в отношении государственного и муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 (далее - Правила).

Следует обратить внимание на следующие изменения процедуры проведения торгов, внесенные Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", и вступившие в силу 6 января 2012 года.

Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции дополнена пунктом 15, обязывающим организатора торгов заключить договор, предусматривающий переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицом, признанным единственным участником торгов.

В статью 17.1 Закона о защите конкуренции введена часть 5.1, согласно которой извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

И, наконец, частью 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение договора ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов на официальном сайте торгов.

После вступления в силу указанных изменений в статью 17.1 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой (далее - также ФАС России) подготовлены уточняющие изменения в Правила в части порядка заключения договора, в том числе при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах, а также с лицом, признанным единственным участником торгов [4].

Ранее же в целях установления порядка продажи имущества на аукционе ФАС России были внесены изменения в Правила, согласно которым уже имеющийся порядок проведения аукционов был распространен на отношения по реализации имущества федеральных унитарных предприятий (далее - аукцион на продажу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными предприятиями" были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 года N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Согласно этим изменениям сделки по продаже федерального имущества, принадлежащего федеральным унитарным предприятиям, теперь осуществляются путем продажи имущества на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным антимонопольным органом. Указанные изменения учтены в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года N 732.

Рассмотрим более подробно особенности проведения аукциона на продажу.

Так, организатором аукциона на продажу выступает федеральное унитарное предприятие либо иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участники аукциона на продажу, кроме соответствия требованиям, установленным пунктом 18 Правил, также должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Участниками аукциона на продажу (то есть покупателями государственного и муниципального имущества) не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Обязательны к применению и установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Также применяется норма, согласно которой сделка является ничтожной, если устанавливается, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение.

При проведении аукциона на продажу его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного имущества. Информация о проведении аукциона на продажу размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (torgi. gov. ru), а также на официальном сайте в сети Интернет, определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" для опубликования информации о приватизации федерального имущества (rosim. ru).

При проведении аукциона на продажу не применяются некоторые положения, предусмотренные Правилами, - в документации об аукционе, равно как и в извещении о проведении аукциона и заявке на участие в нем, не указывается следующее:

- срок действия договора (подп. 5 п. 105, п. 113 Правил);

- техническое состояние имущества на момент окончания срока договора (п. 109 Правил);

- объем, перечень, качество и срок выполнения необходимых работ в отношении имущества и т. д., а также соответствующие предложения участника аукциона (п. 110, подп. 2 п. 121 Правил);

- порядок пересмотра цены договора как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (подп. 3 п. 114 Правил);

- порядок передачи прав на имущество, созданное участником аукциона в рамках исполнения договора, заключенного по результатам проведения аукциона (подп. 4 п. 114 Правил), и т. д.

Кроме того, в документации об аукционе на продажу не требуется указывать информацию о возможности передачи прав на имущество третьим лицам, не требуется и согласие собственника имущества на предоставление соответствующих прав. Вместе с тем в отношении порядка проведения аукциона на продажу не только исключается ряд положений Правил, но и вводятся новые требования.

Так, заявка на участие в аукционе на продажу должна содержать документ с информацией о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное руководителем письмо).

Изменения не коснулись порядка формирования извещения о проведении аукциона и документации об аукционе, порядка подачи заявок на участие в аукционе и рассмотрения заявок на участие в нем.

Еще одна особенность при проведении аукциона на продажу относится к предусмотренной подпунктами 5 и 6 пункта 141 Правил возможности реализации права действующего правообладателя. В указанных подпунктах Правил речь идет о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Вполне логично, что предоставление такого права указанным лицам при проведении аукциона на продажу будет расценено как создание таким лицам преимущественных условий участия в торгах, что, в свою очередь, будет содержать признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на действия такого рода при проведении торгов. Таким образом, указанные положения Правил также не применяются при проведении аукциона на продажу, а победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора.

В целом все эти изменения касаются установления порядка продажи имущества федеральных государственных унитарных предприятий на аукционе.

Приказом Федеральной антимонопольной службы N 732 [7] уточнены некоторые положения Правил, устранен ряд неточностей и разночтений, внесено существенное изменение, касающееся проведения торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и т. д., затронувшее вопросы дачи согласия собственником (уполномоченным собственником лицом) имущества на заключение договора, предусматривающего переход прав в отношении государственного или муниципального имущества:

1) теперь конкурсная документация (документация об аукционе), помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса (аукциона), должна содержать в том числе:

- копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (а в случае заключения договора субаренды и арендодателя) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов (подпункты 18 пунктов 40 и 114 Правил);

- копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается (подпункты 19 пунктов 40 и 114 Правил).

По мнению ФАС России, согласие арендодателя может быть выражено в любой форме, в том числе путем утверждения (согласования) конкурсной документации (документации об аукционе), в которой содержится указание на возможность предоставления соответствующих прав третьим лицам. При этом указание на возможность предоставления соответствующих прав третьим лицам также должно содержаться в проекте договора, предусматривающего переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, заключаемого по результатам проведения торгов и являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации (документации об аукционе);

2) как известно, при установлении факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником торгов, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника от участия в торгах на любом этапе их проведения. Ранее порядок такого отстранения был оставлен без внимания. В настоящее время у конкурсной и аукционной комиссий появилась обязанность ведения протокола об отстранении заявителя или участника торгов от участия в торгах (п. п. 13 и 14 Правил), подлежащего размещению на официальном сайте торгов, в котором указываются установленные факты недостоверных сведений (п. 26 Правил);

3) ранее согласно пункту 100 Правил, когда устанавливалось требование о внесении задатка, задаток возвращался участнику конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора с победителем конкурса или с таким участником конкурса. В результате на практике нередко возникали ситуации, например, когда при проведении конкурса на право заключения договора аренды участнику конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, задаток возвращался после регистрации такого договора аренды в регистрационной палате в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации, в то время как такой договор фактически уже исполнялся в течение длительного периода времени, то есть имущество было передано победителю конкурса и фактически им использовалось, осуществлялись платежи по договору и т. д. Теперь это положение Правил изменено (см. [7]): задаток возвращается участнику конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, с даты подписания договора с победителем конкурса или с таким участником конкурса. Это тот случай, когда благодаря замене одного лишь слова упрощается процедура возврата задатка, который ранее мог месяцами находиться в пользовании третьих лиц, учитываются интересы участников торгов и тем самым создаются более благоприятные условия заявителям для участия в конкурсе и снимается большое количество вопросов, возникавших у организаторов торгов в отношении возврата задатка.

Отдельно следует отметить, что Федеральным законом N 401-ФЗ [3] Закон о защите конкуренции дополнен статьей 18.1 "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров".

Несоблюдение организатором торгов, конкурсной или аукционной комиссией положений Правил содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. До недавнего времени рассмотрение жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при проведении торгов в порядке, установленном Правилами (далее - жалоба), осуществлялось в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции и занимало достаточно длительный период времени, иногда до полугода. Заявление рассматривалось антимонопольным органом до принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо об отказе в возбуждении в течение одного месяца, а в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, срок рассмотрения заявления мог быть продлен на два месяца. Получалось, что с момента обращения в антимонопольный орган заявителя с жалобой до принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства могло пройти три месяца. Процедура же рассмотрения самого дела могла длиться до девяти месяцев. В итоге процедура обжалования, например, действий организатора аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества на срок 11 месяцев могла длиться целый год.

Очевидно, что к моменту принятия решения о признании нарушений при проведении торгов такое решение, мягко говоря, было уже неактуально, особенно при обжаловании заявителем действий конкурсной или аукционной комиссии, выразившихся в необоснованном отказе в допуске к участию в торгах - договор давно заключен и исполняется, имущество передано и используется. Для расторжения договора и восстановления своих прав необходимо обращаться в суд с соответствующим иском. В результате к моменту обращения в суд складывается ситуация, что расторжение договора, срок действия которого истекает через два месяца, нецелесообразно, а применение реституции к договору аренды, срок которого истек, вообще не представляется возможным.

С 6 января 2012 года ситуация резко изменилась. Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при проведении торгов рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанная статья, помимо требований к содержанию жалобы и условий возврата ее заявителю, устанавливает непосредственно порядок рассмотрения жалобы в довольно жесткие сроки - семь рабочих дней с момента ее поступления в антимонопольный орган, а жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи - в течение пяти рабочих дней.

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах, а также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, и выражается в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование в порядке указанной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

При этом если договор не заключен по результатам торгов или торги были признаны несостоявшимися, то обжалование действий (бездействия) организатора торгов и комиссии возможно не позднее трех месяцев также со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

При принятии жалобы к рассмотрению антимонопольным органом организатору торгов и комиссии направляется соответствующее уведомление, содержащее в том числе информацию о необходимости приостановления процедуры торгов, то есть с момента направления указанного уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу. Следует отметить, что приостановление - не что иное, как запрет для организатора торгов заключить договор. В случае же заключения договора в период приостановления такой договор является ничтожным.

Информация о принятых антимонопольным органом к рассмотрению жалобах на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб, и выданные предписания размещаются антимонопольным органом на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (torgi. gov. ru).

При рассмотрении жалобы по существу принимается решение об обоснованности или необоснованности жалобы. Если жалоба признана обоснованной, а также когда установлены иные нарушения (например нарушение порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов), выдается предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений при проведении торгов, заключении договора по результатам торгов, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в извещение о проведении торгов, в конкурсную документацию или документацию об аукционе, а также об аннулировании торгов.

Результатом такого "короткого" обжалования действий (бездействия) организаторов торгов и комиссий стало увеличение числа обращений со стороны участников торгов с жалобами вследствие появившейся реальной возможности осуществить своевременно защиту своих нарушенных прав. Заявителю для этого необходимо лишь соблюсти требования к содержанию подаваемой жалобы, а также сроки обжалования, установленные законом.

Литература и информационные источники

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 30 июня 2008 года N 108-ФЗ).

2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".

3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

4. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2012 года N 203 "О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 499 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности управления федеральными государственными предприятиями".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 года N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

7. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года N 732 "О внесении изменений в Приказ ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67".

8. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

9. URL: torgi. gov. ru.

10. URL: rosim. ru.

Название документа