Вправе ли налоговая инспекция отказать гражданину в предоставлении сведений о сумме страховых взносов (платежей) в Пенсионный фонд Российской Федерации по обязательному страхованию данного гражданина как физического лица?

Ответ: Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а также ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что право на обязательное страховое обеспечение реализуется только в случае уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

При этом налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам (являющиеся в то же время страхователями Пенсионного фонда РФ), представляют в налоговые органы налоговые декларации и расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по формам, установленным нормативными актами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Министерства финансов РФ), где сведения о конкретных работниках (застрахованных лицах) отсутствуют.

Пунктом 7 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны представлять копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Передача сведений осуществляется в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между МНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003, доведенным Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.12.2003 N АК-08-25/13799.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Непредставление налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету не является основанием для отказа в начислении пенсий, так как ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, определено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка работника.

Права и обязанности застрахованных лиц (граждан), в том числе по вопросам получения информации, касающейся сведений о себе, представленных страхователями, установлены гл. III Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Исходя из изложенного по вопросам определения фактических сумм заработной платы, учитываемой при назначении пенсии конкретному физическому лицу, подтверждения факта уплаты налогоплательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предоставление налоговым органом информации о конкретных работниках по вопросу персонифицированных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации нормативными документами не предусмотрено.

В. П.Колодий

Советник налоговой службы РФ

III ранга

13.04.2006