Правомерно ли привлечение продавца (кассира-операциониста) торговой организации к административной ответственности за отсутствие голограммы "Государственный реестр" на контрольно-кассовой машине, используемой при осуществлении наличных расчетов организацией?
Ответ: Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, используемая организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке.
Порядок нанесения (наклейки) голограмм, в том числе голограммы "Государственный реестр", во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 29.09.1997 N 1402-р был разработан Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и утвержден соответствующими решениями (Протоколы от 23.10.1997 N 5/37-97, от 05.11.1996 N 6/31-96, от 23.02.1998 N 1/39-98 и др.).
В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Согласно пп. "г" п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание".
Письмом МНС России от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@ дано разъяснение, что основанием для применения ст. 14.5 КоАП РФ является нарушение ч. 4 п. 7 Положения, так как контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ обязанность применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), возлагается на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, привлечение продавца (кассира-операциониста) к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение ККМ) за использование контрольно-кассовой машины без голограммы "Государственный реестр" в силу отсутствия его вины неправомерно.
В. П.Колодий
Советник налоговой службы РФ
III ранга
13.04.2006