Налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, путем занижения выручки (в контрольной ленте ККМ отсутствуют суммы, отраженные в кассовых чеках), а также неотражения выручки в кассовой книге. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 11 апреля 2006 г. N 09-24/28313@

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль, в том числе за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 1 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), нормы Положения распространяются на индивидуальных предпринимателей.

На основании п. 11 Положения на всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Согласно п. 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ. Порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок) утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.

На основании п. 19 Письма ЦБ РФ от 16.03.1995 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, утвержденных Письмом ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51 (далее - Методические рекомендации), при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты РФ предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием кассового аппарата, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.

Согласно п. 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки.

В п. 1 Методических рекомендаций определено, что под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), определен порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе и обязанность оприходования денежной наличности.

При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать денежную наличность.

На основании ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, в том числе и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Минфином России.

Из представленных материалов следует, что по данным фискальных отчетов выручка, полученная индивидуальным предпринимателем при продаже товаров с применением ККТ за период с 1 января 2005 г. по 30 января 2006 г., составила 3 210 601 руб. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, отразил указанную сумму выручки в книге кассира-операциониста, а также в Книге учета доходов и расходов. Порядок ведения кассовых операций не предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу.

Таким образом, денежная наличность, полученная индивидуальным предпринимателем с применением ККТ в период с 1 января 2005 г. по 30 января 2006 г. в размере 3 210 601 руб., оприходована им в полном объеме.

Следовательно, в указанных действиях отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в контрольных лентах (Z-отчетах) ККТ за период с 26 июня 2005 г. по 3 октября 2005 г. отсутствуют некоторые суммы и номера покупок, отраженные в кассовых чеках ККТ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном занижении индивидуальным предпринимателем выручки, полученной с применением данных контрольно-кассовой техники, что повлекло неоприходование им денежной наличности за период с 26 июня 2005 г. по 3 октября 2005 г.

Однако в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу считается законченным в день, следующий за днем поступления наличности, следовательно, является разовым правонарушением и не относится к категории длящихся.

Согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В связи с этим за неоприходование в кассу денежной наличности за период с 26 июня 2005 г. по 3 октября 2005 г. индивидуальный предприниматель также не подлежит привлечению к административной ответственности.

Таким образом, в данном случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.

Руководитель Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.СИНИКОВА

11.04.2006