По результатам независимой экспертизы условий труда, проведенной в ОАО профсоюзной инспекцией труда, в коллективном договоре была закреплена обязанность работодателя выплачивать работникам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда, доплаты за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда
ОАО просит дать разъяснения по следующим вопросам:
1) являются ли нормы компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, установленные коллективным договором с учетом рекомендаций профсоюзной инспекции труда, теми нормами, в пределах которых указанные компенсации, выплачиваемые определенным работникам, не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН;
2) учитываются ли в целях налогообложения прибыли доплаты и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, выплачиваемые работникам в соответствии с заключенным в организации коллективным договором?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 03-05-02-04/36
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленных коллективным договором с учетом рекомендаций профсоюзной инспекции труда, и сообщает следующее.
1. Письмами Департамента от 08.04.2005 N 03-05-01-04/93 и от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405 были даны разъяснения о том, что в соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единым социальным налогом (далее - ЕСН) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены. Таким образом, размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется коллективными или трудовыми договорами.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 N 244 государственную экспертизу труда осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
Вместе с тем согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. При выявлении профсоюзными инспекторами труда определенных нарушений трудового законодательства работодатели должны устранять такие нарушения и о результатах рассмотрения требований инспекторов докладывать соответствующему органу профсоюзной организации.
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, профсоюзные инспекторы труда при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства могут выражать свое мнение и давать рекомендации организации по определению размера компенсации, не облагаемой НДФЛ и ЕСН и выплачиваемой работодателем своим работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда.
2. Согласно п. 3 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
По смыслу ст. 144 Трудового кодекса доплаты относятся к стимулирующим выплатам.
Согласно вышеназванной статье Трудового кодекса работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 147 Трудового кодекса установлено, что для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
На сегодняшний день указанный перечень Правительством Российской Федерации не установлен. Вместе с тем существуют утвержденные Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевые типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда. Данные перечни применяются организациями-работодателями с учетом результатов проводимой аттестации рабочих мест.
Таким образом, выплаты компенсационного и стимулирующего характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем коллективным и (или) трудовым договорами, на основании п. 3 ст. 255 Кодекса учитываются в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса налоговые органы, используя положения ст. 31 Кодекса, вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
07.04.2006