В 2004 г. организация осуществила эмиссию ценных бумаг. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" была произведена уплата налога. В то же время расчет (декларация) суммы налога в налоговый орган представлен не был. В ходе налоговой проверки, проведенной в 2006 г., организация была привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в соответствии со ст. 119 НК РФ. Правомерно ли это?

Ответ: В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представить в налоговый орган в установленные законодательством о налогах и сборах сроки декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 1 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляет собой документ, в котором содержатся данные о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и иные сведения, связанные с исчислением и уплатой налога.

В 2004 г. исчисление и уплата налога на операции с ценными бумагами осуществлялись в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон РФ N 2023-1).

В соответствии с абз. 3 ст. 5 Закона РФ N 2023-1 в течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

Форма расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами, действовавшая в 2004 г., была утверждена Приказом МНС России от 18.11.2003 N БГ-3-24/633.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок декларации по соответствующему налогу.

Таким образом, по формальным признакам непредставление расчета (декларации) суммы налога на операции с ценными бумагами образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.

В то же время в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.05.2005 N 15356/04 сделан вывод о том, что по своей правовой природе налог на операции с ценными бумагами является не налогом, а сбором, то есть взносом, уплата которого плательщиком представляет собой одно из условий совершения государственными органами в отношении него юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Непредставление расчета (декларации) по уплате сбора не может служить основанием для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Аналогичные выводы присутствуют в решениях нижестоящих судов (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.12.2004 N Ф03-А51/04-2/3410, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2005 N А74-1782/05-Ф02-4548/05-С1).

В то же время следует отметить, что в арбитражной практике присутствуют противоположные выводы, указывающие на то, что расчет (декларация) по налогу на операции с ценными бумагами отвечает определению налоговой декларации, изложенному в ст. 80 НК РФ, поскольку в нем содержатся сведения, связанные с исчислением и уплатой налога. Следовательно, штраф по ст. 119 НК РФ в данном случае правомерен (Постановление ФАС Московского округа от 02.02.2004 N КА-А40/104-04).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

07.04.2006