Организация заключила договор со сторонним исполнителем, в соответствии с которым исполнитель осуществляет раскладку рекламных буклетов по почтовым ящикам потенциальных потребителей продукции. Вправе ли организация учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по данному договору?

Ответ: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В то же время при отнесении тех или иных затрат налогоплательщика к рекламе необходимо руководствоваться понятием рекламы, которое изложено в ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108 "О рекламе": рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из анализа указанных норм следует, что затраты организации по договору со сторонним исполнителем, в соответствии с которым исполнитель осуществляет раскладку рекламных буклетов по почтовым ящикам потенциальных потребителей продукции, могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли, поскольку такая рассылка является безадресной, и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Аналогичная позиция по данному вопросу высказана в абз. 13 Письма Минфина России от 18.01.2006 N 03-03-02/13.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.03.2006