Новый Гражданский кодекс и законодательство о защите прав потребителей и сертификации

(Парций Я.) ("Хозяйство и право", NN 6, 7, 1996) Текст документа

НОВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И СЕРТИФИКАЦИИ

Я. ПАРЦИЙ

Я. Парций, директор фирмы "ПДК", заслуженный юрист Российской Федерации.

Понятие (содержание) термина "законодательство" и полномочия государственных органов

На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы, постановления правительства и даже ведомственные акты. Пунктом 2 ст. 3 ГК установлено, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. Таким образом, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ в состав гражданского законодательства не входят. Они именуются в ГК как "иные правовые акты". Однако Гражданский кодекс предоставляет Президенту РФ право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме. Указы Президента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права, за исключением отношений, регулирование которых возможно только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ. Указы не должны противоречить ГК и иным законам. Это означает, что указами регулируются вопросы, не упомянутые в законодательстве, но не могут быть отменены или изменены нормы этого законодательства. Полномочия Правительства РФ определены Кодексом более узко по сравнению с полномочиями Президента. Правительство вправе принимать постановления, содержащие лишь отдельные нормы гражданского права. При этом оно вправе принимать такие постановления только на основании и во исполнение ГК, иных законов, указов Президента РФ. Постановления также не могут противоречить законодательству. В противном случае они не подлежат применению. Кодекс не раскрывает вопросы полномочий субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (ст. 3 ГК). Однако необходимо учитывать, что на территории РФ еще действуют ранее изданные законы, акты Президента РФ, Правительства, акты бывшего СССР, если они не противоречат ГК. Такой порядок сохранится до приведения всех правовых актов в соответствие с Кодексом. Вопрос о силе ведомственных нормативных актов СССР остался нерешенным. Изложенное в Гражданском кодексе РФ понятие законодательства и полномочий соответствующих федеральных органов в полной мере нашло отражение в новой редакции Закона РФ от 9 января 1996 года "О защите прав потребителей" <*>. При этом в п. 2 ст. 1 Закона сохранен запрет на право поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. В новой редакции Закона также исключены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере этих отношений. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ, 1996, N 3, ст. 140.

Условия договора и ответственность за их нарушение

Статьей 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" в новой редакции предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами РФ, признаются недействительными. В статье 400 ГК содержится специальная норма о недействительности соглашения об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или по иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя. Такое соглашение является ничтожным, если размер ответственности для этого вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. С учетом затронутых проблем целесообразно рассмотреть два вида договоров: публичный и присоединения. Согласно ст. 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицина, гостиничное обслуживание и т. п.). Практически речь идет обо всех договорах с участием гражданина - потребителя. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, цены товаров, работ и услуг, а также иных условий публичного договора, которые устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ от заключения договора "при наличии возможности" предоставить товары (услуги) не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскании причиненных в результате этого убытков (п. 4 ст. 445). Статья 426 ГК признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией, то есть организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью. Исходя из смысла этой статьи, представляется, что ее действие распространяется и на некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным для всех потребителей, или указанным обязательным правилам, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). В настоящее время действует большое количество правил продажи товаров и оказания услуг, утвержденных Правительством РФ. Договором присоединения согласно ст. 428 ГК признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. К таким договорам относятся практически все договоры о продаже товаров, проведении работ и оказании услуг гражданам - потребителям. Эти договоры исключают возможность обсуждения и выработки согласованных условий. Диктат одной стороны (продавца, исполнителя), обусловленный объективными условиями розничной торговли и оказания бытовых услуг, все же имеет некоторые ограничения. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Таким образом, помимо предусмотренного Законом о защите прав потребителей права на расторжение договора в связи с ненадлежащим качеством товара (работы) Кодекс предоставляет право на расторжение и изменение договора по ряду других оснований. В приведенном определении подразумевается отсылка к обычаю. Согласно ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Необходимо отметить, что условия реализации упомянутого права присоединившейся стороны на расторжение или изменение договора существенно различаются в зависимости от ее статуса. Право гражданина - потребителя ничем не ограничено и зависит лишь от наличия (доказанности или недоказанности) соответствующих обстоятельств. Если же сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, ее требование не подлежит удовлетворению, если будет доказано, что она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор. Для применения изложенных положений необходимо разъяснение упоминаемых понятий о "разумности" интересов и ничтожности условий договора. В п. 3 ст. 10 ГК впервые установлено: разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Применительно к вопросу о расторжении или изменении договора присоединения это означает, что бремя доказывания неразумности понимания своих интересов присоединившейся стороной лежит на другой стороне. Кодекс предусматривает два способа признания сделки недействительной (ст. 166). Одни виды сделок становятся недействительными в силу признания их таковыми судом (оспоримая сделка). Другие - независимо от такого признания (ничтожная сделка). В обоих случаях сделка признается недействительной по основаниям, установленным ГК (параграф 2 гл. 9). В Кодексе ничего не говорится о недействительности сделок, не соответствующих нормам гражданского права, принятым в актах министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Поскольку эти акты могут издаваться лишь в случаях и пределах, предусмотренных законодательством и иными правовыми актами, то есть, по существу, по поручению федеральных органов законодательной и исполнительной власти, сделки, не соответствующие гражданско - правовым нормам этих актов, также должны признаваться недействительными (ничтожными). При этом следует учитывать, что указанные органы не вправе принимать нормативные акты о защите прав потребителей. В связи с этим условия договоров розничной купли - продажи, оказания различных услуг, не соответствующие требованиям прежде всего Закона РФ "О защите прав потребителей", различных правил торговли и оказания услуг, других упомянутых актов, должны признаваться ничтожными. Поэтому предъявляемые в суде требования должны касаться лишь применения последствий недействительности ничтожного договора. В силу ст. 178 ГК недействительной может быть признана сделка, совершенная под влиянием существенного заблуждения, по иску ошибавшейся стороны. Особое значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. В данном случае - для конкретного лица, исходя из цели приобретения предмета договора. В Законе РФ "О защите прав потребителей" упоминается понятие "существенный недостаток" товара (работы, услуги) как недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. При всей внешней схожести обоих понятий различие между ними очевидно. Во-первых, следствием заблуждения является лишь значительное снижение возможности использования предмета сделки, тогда как наличие существенного недостатка делает вообще невозможным его использование по назначению. Но главное, что в ст. 178 речь идет не о качестве изготовления предмета договора, как в Законе, а о заблуждении относительно самого товара, его вида, о товаре, не обладающем необходимыми потребителю свойствами. Законом "О защите прав потребителей" в новой редакции предусмотрен пример такого заблуждения в результате недостоверной или неполной информации потребителя о товаре (ст. 12). В этом случае потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения причиненных убытков. Статья 178 Кодекса фактически предусматривает аналогичные последствия: каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК). Под убытками подразумевается реальный ущерб. При этом должно быть доказано, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если же это не сделано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обязательствам, не зависящим от ошибавшейся стороны. Последнее правило свидетельствует о стремлении законодателя предостеречь от предъявления необоснованных исков. В законодательстве неоднократно применяются различные понятия со словом "существенный": заблуждение, имеющее существенное значение; существенный недостаток товара (работы, услуги); существенное нарушение договора. Какова связь между этими понятиями? Представляется, что они относятся к различным сторонам договорных отношений. Существенный недостаток характеризует качество товара (работы, услуги) - одного из условий договора, нарушение которого устанавливается в процессе его исполнения. Существенное заблуждение относится, с одной стороны, ко всей сделке в целом, ее юридической сущности, а с другой - касается лишь ее предмета или его отдельных потребительских качеств и в этой последней части будто бы совпадает с понятием "существенный недостаток". Но, как было отмечено, законодатель придал им различное содержание. Наконец, существенное нарушение договора затрагивает экономическую сторону всей сделки. При этом могут быть нарушены любые условия договора, важно лишь наличие последствий, предусмотренных законом. В связи с проблемой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства следует отметить две новеллы, связанные с финансовой стороной вопроса. В п. 3 ст. 393 ГК установлено, что при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. Приведенная норма направлена на защиту кредитора, в том числе потребителя - гражданина, от последствий инфляции. Эту же цель преследует и правило ст. 395 ГК, направленное на возмещение упущенной выгоды. Согласно этой норме за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате и в других случаях подлежат уплате проценты на сумму этих средств в размере существующей в месте жительства (местонахождения) кредитора учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Суд может исходить из учетной ставки на день предъявления иска или на день вынесения решения. При этом кредитор вправе требовать возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов. Указанные нормы могут использоваться гражданином - потребителем, когда у его контрагента по договору возникают денежные обязательства: при расторжении договора купли - продажи с возвратом уплаченных сумм, несвоевременного возврата суммы уценки товара. Изложенные правила применяются в том случае, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Исковая давность

Институт исковой давности имеет важное значение для защиты нарушенных гражданских прав, в том числе прав потребителей, изготовителей, продавцов товаров и исполнителей услуг. С принятием нового ГК в регулировании этого института произошли существенные изменения. Прежде всего следует отметить, что в отличие от ГК 1964 года исковая давность согласно п. 2 ст. 199 ГК применяется судом не автоматически, а лишь по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, в частности, что Законом РФ от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" установлены специальные (как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком) сроки исковой давности для предъявления требований по поводу недостатков товара и недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). К сожалению, ссылки на соответствующие статьи указанного Закона отсутствуют. Вместе с тем анализ содержания Закона показывает, что во всех его статьях, упоминающих различные сроки, последние никогда не сочетаются с принятием иска, что является критерием, отличающим сроки судебной защиты гражданских прав от других сроков, устанавливаемых законодательством. Следует отметить, что в новом ГК (как и в ГК 1964 года) при упоминании об исковой давности употребляется словосочетание "иск может быть предъявлен в течение...". О предъявлении требований говорится лишь при обращении с требованием к стороне по договору. Для предъявления этих требований Законом о защите прав потребителей установлены пресекательные сроки для обнаружения недостатков (гарантийные, годности, службы, а при их отсутствии - конкретные сроки), отличающиеся от сроков давности. Это терминологическое отличие отражает юридическую сущность вопроса. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (п. 5) разъяснил, что необходимо различать сроки для предъявления требований изготовителю, продавцу товара, исполнителю услуг и сроки судебной защиты. Следует отметить также совершенно различный порядок исчисления упомянутых сроков: сроки, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, исчисляются со дня продажи товара, принятия работы, услуги, тогда как сроки исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть практически со дня предъявления соответствующего требования. Если исходить из того, что сроки, установленные Законом о защите прав потребителей, являются сроками исковой давности, то получается, что у потребителя, установившего недостатки товара (услуги) в последний день гарантийного или другого срока, одновременно истек срок исковой давности. Объяснить наличие подобной нормы в Законе о защите прав потребителей невозможно ни с какой точки зрения. Из сказанного можно сделать вывод о том, что Законом РФ "О защите прав потребителей" сроки исковой давности не установлены. В связи с тем, что частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации не установлены специальные сроки исковой давности для предъявления исков по поводу недостатков товаров, проданных по договору розничной купли - продажи, к этим искам должен применяться общий срок исковой давности. К отношениям, вытекающим из других договоров, на которые распространяется Закон РФ "О защите прав потребителей", должны применяться сроки исковой давности, установленные для соответствующих договоров Гражданским кодексом РФ.

Юридический статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти РФ (на примере территориальных органов Госстандарта РФ)

1. С введением в действие главы 4 Гражданского кодекса РФ все юридические лица независимо от их организационно-правовых форм должны создаваться, действовать и прекращать свое существование в соответствии с требованиями ГК. Законы и иные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу. Юридический статус территориальных органов Госстандарта определен Положением о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 года N 825. Этим документом (п. 8) установлено, что Госстандарт осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему территориальные органы и другие организации. Таким образом, территориальные органы выступают местными подразделениями федерального органа исполнительной власти. Из этого следует, что права и обязанности территориальных органов являются производными от полномочий Госстандарта. Объем полномочий территориальных органов определяется Председателем Госстандарта в пределах компетенции Госстандарта. Однако не менее важно установить их статус с точки зрения Гражданского кодекса. Прежде всего необходимо выяснить, являются ли территориальные органы юридическими лицами. В ст. 48 Кодекса перечислены признаки юридического лица: это организация, имеющая обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Анализ деятельности территориальных органов показывает, что они отвечают всем упомянутым признакам. Однако ГК предусматривает различные виды юридических лиц в зависимости от прав их учредителей в отношении этих организаций, и прежде всего их имущества, основной цели деятельности и др. С этой точки зрения территориальные органы характеризуются тем, что право собственности на их имущество принадлежит государству, которое в лице Госстандарта является их учредителем. Такие юридические лица могут создаваться (существовать) в виде государственных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений. Поскольку основной целью деятельности Госстандарта, а следовательно, и его территориальных органов не может и не является извлечение прибыли, они, следовательно, не могут быть отнесены к коммерческим организациям, то есть не могут действовать в форме унитарного предприятия (ст. 113 ГК). Согласно законам РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" выполнение территориальными органами своих основных задач подлежит обязательному государственному финансированию, то есть финансируется собственником - государством. Из сказанного следует, что территориальные органы - государственные учреждения, созданные для осуществления управленческих функций. В силу ст. 120 ГК они являются некоммерческими организациями и финансируются собственником полностью или частично. В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Как всякая некоммерческая организация, государственное учреждение согласно ст. 50 ГК может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. Федеральным законом РФ "О некоммерческих организациях", вступившим в силу со дня его официального опубликования - 24 января 1996 года, воспроизведено содержание ст. 50 ГК, а также установлено, что предпринимательской признается, в частности, деятельность по производству товаров и услуг, приносящая прибыль и отвечающая целям создания некоммерческой организации (ст. 24). Таким образом, правовое положение территориальных органов носит двойственный характер. С одной стороны, как юридическое лицо, к тому же имеющее в определенных случаях право заниматься предпринимательской деятельностью, территориальный орган создается и функционирует согласно нормам гражданского законодательства, и прежде всего Гражданского кодекса. С другой стороны, территориальный орган, выполняющий возложенные на него функции государственного управления, действует в соответствии с нормами не гражданского, а иных отраслей законодательства, которое и определяет его функции, права и обязанности как территориального органа исполнительной власти. В этом последнем качестве полномочия территориального органа практически определяются Госстандартом России в соответствии с его компетенцией. Территориальный орган как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Никаких исключений из этого правила для государственных учреждений Кодексом не установлено. Закон РФ "О некоммерческих организациях", так же как и ГК, предусматривает, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Названный Закон устанавливает, что учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником для учреждения, а также определяет содержание устава (ст. 14). Некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида лишь в случаях, предусмотренных законом. В свете сказанного представляется, что нормы упомянутого Положения о Госстандарте России в части, касающейся наименования документа, регулирующего деятельность территориальных органов, применяться не должны. Среди вопросов, подлежащих включению в устав некоммерческой организации, важное значение имеют предмет и цели ее деятельности. В отличие от коммерческих организаций, обладающих так называемой общей правоспособностью, некоммерческие организации имеют специальную правоспособность. Это означает, что они могут заниматься лишь теми видами деятельности, которые указаны в их уставе. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности (внеуставные сделки), могут быть признаны недействительными. Особенно тщательно этот вопрос должен быть проработан в отношении разрешенной предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 296 ГК территориальные органы в отношении закрепленного за ними имущества обладают правом оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Эти пределы установлены ст. 298 ГК: учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Это не означает, что собственник может действовать произвольно. Право изъятия ограничено указанными в законе случаями. Иной правовой режим установлен ст. 298 Кодекса для доходов и имущества, приобретенного за счет доходов от разрешенной предпринимательской деятельности: эти доходы и имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном балансе и не могут быть изъяты без его согласия. Однако собственником этих доходов и имущества учреждение не становится - им остается учредитель. В связи с этим ст. 66 ГК установлено, что учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ лишь с разрешения собственника, если иное не установлено законом. В отношении территориальных органов Госстандарта такого положения не существует. Согласно ст. 120 Кодекса учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и имуществом, приобретенным за счет доходов от предпринимательской деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. В соответствии со ст. 49 ГК юридическое лицо может заниматься определенными видами деятельности лишь на основании специального разрешения (лицензии). Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" предусматривает, что Госстандарт аккредитует органы по обязательной сертификации и выдает им лицензии на проведение определенных видов работ. Однако лицензия может быть выдана лишь юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), каковым, несмотря на название, орган по сертификации не является ввиду несоответствия требованиям ст. 48 Кодекса. Таким образом, термин "орган по сертификации" означает, по существу, лишь приобретение юридическим лицом права заниматься определенной деятельностью после соответствующей проверки (аккредитации) и получения лицензии. При этом Закон не предъявляет каких-либо требований к виду и организационно-правовой форме организаций, желающих осуществлять соответствующую деятельность. Вместе с тем ст. 8 Закона, перечисляя участников обязательной сертификации, содержит неожиданную на первый взгляд норму о том, что допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций (не органов по сертификации!) любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. В чем смысл этой нормы и какие выводы из нее следуют? Прежде всего это означает, что занятие сертификацией является прерогативой коммерческих организаций. Такое заключение вполне логично, поскольку эта работа требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета и основана на договорных отношениях участников сертификации. Тем более что некоммерческая и бесприбыльная организация понятия отнюдь не тождественные. По своей юридической сущности сертификация бесспорно деятельность предпринимательская (см. п. 1 ст. 2 ГК). Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1994 года N 100 сертификация отнесена к платным работам и услугам - ее осуществление невозможно без систематического получения прибыли, часть которой идет на оплату лицензионных расходов. При формировании цен на услуги по сертификации обязательно предусматривается определенная Госстандартом рентабельность. Суть же состоит в том, что Кодекс (ст. 50) устанавливает: некоммерческие организации в принципе не должны заниматься предпринимательской деятельностью, но могут это делать лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Упомянутая норма ст. 8 Закона может быть истолкована лишь как исключение из общего правила о том, что органом по сертификации могут быть только коммерческие организации. Во всяком случае она не может рассматриваться как ограничение для этих организаций. Эта формулировка корреспондируется с нормой Гражданского кодекса о том, что некоммерческие организации имеют специальную, ограниченную правоспособность, в связи с чем в их учредительных документах должны быть обязательно определены предмет и цели деятельности (ст. 49 и 52 ГК). Поэтому указанная норма (ст. 8) была необходима, чтобы предоставить некоммерческим организациям возможность заниматься сертификацией. Однако Госстандарт, толкуя упомянутую норму ст. 8 как общее правило, в утвержденном 21 сентября 1994 года документе "Требования к органу по сертификации продукции и порядок его аккредитации" определил, что в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные предприятия, имущество которых в соответствии с законодательством является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий. Более того, устанавливается прямой запрет аккредитовать хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы (п. 1.2). В предыдущих Требованиях к органам по сертификации, введенных в действие с 1 мая 1992 года (п. 2.1), никаких ограничений в связи с организационно - правовой формой юридического лица не было установлено. Напротив, записано, что могут быть аккредитованы государственные организации, акционерные общества и др. Оценивая приведенные Требования, следует отметить, что решение вопросов правоспособности юридических лиц вообще не входит в компетенцию Госстандарта. Его компетенция в рассматриваемой области согласно законодательству ограничивается аккредитацией юридических лиц и выдачей им лицензий на право занятия сертификацией. Согласно п. 1.1 Требований "аккредитация органа по сертификации является официальным признанием способности (компетентности и независимости) органа выполнять сертификацию однородной продукции...". Таким образом, Госстандарт сам ограничивал свои полномочия в этой области установлением технической компетентности, административной и финансовой независимости органа по сертификации от изготовителя, продавца и потребителя. Установленные Требованиями (п. 1.2) правила нарушают содержащуюся в п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса норму, согласно которой юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Соблюдение этой нормы гарантируется правом обжаловать в суд решение об ограничении прав юридического лица. Поскольку никаким законом упомянутые ограничения прав ряда организаций не установлены, они не подлежат в указанной части применению как принятые Госстандартом с превышением своих полномочий и в противоречии с Законом "О сертификации продукции и услуг". Как известно, все территориальные органы Госстандарта аккредитованы им в качестве органов по сертификации той или иной продукции либо услуг. Несовместимость их основной деятельности в качестве государственных органов надзора с работой по сертификации, являющейся коммерческой и приносящей прибыль, вызывает критику сложившейся ситуации. На первый взгляд представляется, что для этого имеются достаточные основания: отсутствует государственный контроль за их работой и выданными территориальным органом сертификатами, появляется возможность недобросовестной конкуренции с их стороны и т. п. С другой стороны, закон допускает проведение обязательной сертификации Госстандартом, который, в свою очередь, может делегировать такое право своим территориальным органам. Если они отвечают установленным для органов по сертификации требованиям, то могут быть аккредитованы в этом качестве. В таком случае Госстандарт и территориальные органы должны руководствоваться п. 2 ст. 298 ГК, предусматривающим право учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность, если это предусмотрено учредительными документами. В этой связи возникает вопрос о возможности создания территориальными органами Госстандарта филиалов и функциях последних. Закон РФ "О некоммерческих организациях" (ст. 5) предусматривает ничем не ограниченное право некоммерческих организаций создавать филиалы на территории Российской Федерации. Филиалом признается обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации и осуществляющее все или часть ее функций. Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом создавшей его организации, действует на основании утвержденного ею положения и от ее имени. Руководители филиала назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности. Лишить некоммерческую организацию права создавать филиалы возможно лишь на основании закона. Однако все сказанное относится лишь к деятельности территориального органа в качестве юридического лица, и прежде всего к предпринимательской, которая регулируется гражданским законодательством. Из этого следует, что территориальный орган вправе наделить создаваемый им филиал функциями лишь в указанной области, в частности в области обязательной сертификации, если он сам имеет лицензию на осуществление этой деятельности. Возможность наделения филиала функциями государственного органа определяется Госстандартом России. Необходимо также проанализировать дополнение в п. 2 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", внесенные Федеральным законом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 апреля 1995 года. Согласно этому дополнению запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Под не совсем удачным выражением "функции хозяйствующих субъектов" следует, очевидно, понимать осуществление этими субъектами предпринимательской деятельности. Что касается функции по проведению обязательной сертификации продукции и услуг (выдача сертификатов), возложенной на Госстандарт Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", то ее передача своим территориальным органам, а также другим хозяйствующим субъектам путем их аккредитации в качестве органов по сертификации является тем самым исключением, о котором говорится в дополнении. Этот случай предусмотрен ст. 8 и 9 Закона о сертификации продукции и услуг.

Название документа