ЗАО осуществляет деятельность по приемке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Согласно ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные" приемка вторичных черных металлов должна производиться по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными примесями и маслом должна производиться в соответствии с фактической засоренностью, определяемой при приемке. Согласно ГОСТ 1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов" приемку лома и отходов цветных металлов и сплавов проводят по массе нетто металла. Масса нетто металла (сплава) определяется как разность между массой груза брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности. Нормы засоренности металла прописаны в вышеуказанных ГОСТах
Учитывая вышеизложенное, при передаче металлолома образуется разность в весе отправленного и принятого лома на сумму засоренности.
Просим разъяснить, вправе ли ЗАО при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций включать сумму засоренности в материальные расходы по статье технологические потери при производстве и (или) транспортировке?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2006 г. N 03-03-04/1/289
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях налогообложения прибыли расходов в виде засоренности принятого лома и сообщает следующее.
Согласно письму в соответствии с ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные" при приемке вторичных черных металлов в массе принимаемых вторичных черных металлов не учитывается засоренность безвредными примесями и маслом в фактическом ее размере. Таким образом, налогоплательщик не несет никаких потерь, связанных с приемкой черных металлов.
Кроме того, как следует из письма, организация осуществляет приемку лома и отходов цветных металлов. Согласно ГОСТ 1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов" при приемке данного сырья засоренность металла учитывается исходя из норм засоренности. Это означает, что при приемке лома и отходов цветных металлов у налогоплательщика также не образуется никаких потерь.
Учитывая положения ст. 252 Кодекса, для целей налогообложения прибыли организаций при отнесении к материальным расходам технологических потерь при производстве и (или) транспортировке важным является факт их экономической обоснованности и документального подтверждения.
Из письма также следует, что при осуществлении организацией в дальнейшем реализации металлолома покупатель осуществляет скидку массы на засоренность безвредными примесями и маслом. В связи с этим у организации образуются потери на сумму такой скидки.
В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
В связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 г. вступает в действие новая редакция пп. 3 п. 7 ст. 254 Кодекса, согласно которой к материальным расходам для целей налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.
Порядок отраслевого урегулирования вопросов разработки и утверждения нормативов технологических потерь при производстве и (или) транспортировке не является предметом ведения законодательства о налогах и сборах.
Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером).
Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обусловливается особенностью технологического процесса.
В том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
27.03.2006