В соответствии с положениями ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов уплачивают ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы
Указанные выплаты включаются в состав расходов как "другие расходы, связанные с производством и реализацией" (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку такие платежи являются документально подтвержденными и обоснованными, так как установлены действующим законодательством.
Однако ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающая внесение работодателями обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В связи с этим установленная Законом г. Москвы ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов с 1 января 2005 г. противоречит Федеральному закону, при этом в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2005 по делу N 5-ГО5-45 рассматриваемые положения Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" признаны незаконными только с 10.08.2005 (то есть с даты вступления судебного акта в законную силу).
На основании вышеизложенного просим разъяснить, включается ли обязательная плата в связи с невозможностью исполнить условия квотирования в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, за период с 01.01.2005 до 10.08.2005.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2006 г. N 03-03-04/1/274
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Статьей 21 Закона N 181-ФЗ установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" устанавливаются основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Таким образом, работодатели, в соответствии с установленной квотой, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства не только инвалидов, но и иных категорий граждан.
Вместе с тем в соответствии с п. 21 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ, предусматривающая внесение работодателями обязательной платы ежемесячно в бюджеты субъектов Российской Федерации за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, учитывая, что ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ с 1 января 2005 г. признана утратившей силу, для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной платой в связи с невозможностью исполнить условия квотирования, за период с 01.01.2005 по 10.08.2005 не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М. А.МОТОРИН
24.03.2006