Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Оплату ряда услуг, оказываемых сторонними организациями (за техническое обслуживание копировальной техники, за аренду помещения и т. п.), мы осуществляем в декабре 2005 г. авансовыми платежами

Можем ли мы включать в сумму расходов, учитываемых при налогообложении, суммы авансовых платежей, а также суммы НДС, относящиеся к авансовым платежам в 2005 г., если услуги фактически будут оказаны в 2006 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 346.17 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.) расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признавались после их фактической оплаты.

При этом согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ произведенные налогоплательщиками расходы должны были соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

В п. 1 ст. 252 НК РФ содержится требование о том, что расходы должны быть документально подтверждены, обоснованны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

В связи с тем что суммы авансовых платежей, осуществленных налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), не отвечают указанным требованиям, в состав расходов, учитываемых при налогообложении, эти суммы включаются в отчетном периоде приобретения товаров (работ, услуг).

Поэтому при оплате в декабре 2005 г. авансом стоимости услуг по обслуживанию копировальной техники, которые будут оказаны в 2006 г., расходы должны учитываться в течение 2006 г. ежемесячно равными долями.

При этом документальным подтверждением оказанных налогоплательщику услуг (выполненных работ) является акт приемки-передачи оказанных услуг (выполненных работ).

При уплате арендных платежей составления акта приемки-передачи не требуется. Учет расходов в виде арендной платы, осуществленных авансовыми платежами, также должен учитываться в течение отчетного (налогового) периода, в котором действует договор аренды, ежемесячно равными долями.

В таком же порядке учитываются суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к суммам авансовых платежей. Суммы указанного налога включаются в состав расходов на основании счетов-фактур, выставленных вашей организации сторонними организациями - продавцами товаров (работ, услуг).

С 1 января 2006 г. порядок учета расходов изменен. Эти изменения касаются, в первую очередь, учета расходов на приобретение основных средств, материальных расходов, сумм налога на добавленную стоимость, расходов по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Указанные изменения изложены в ст. 346.17 НК РФ, а в части налога на добавленную стоимость - в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Однако суммы авансовых платежей, так же как и до 1 января 2006 г., в состав расходов не включаются.

Ю. В.Подпорин

Заместитель начальника отдела

специальных налоговых режимов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

20.03.2006