В III квартале 2005 г. было ликвидировано несколько обособленных подразделений ООО в разных субъектах РФ. В связи с этим ООО просит дать разъяснения по вопросам определения налоговой базы по налогу на прибыль и представления деклараций по указанному налогу
1. Как нужно учитывать ранее исчисленные авансовые платежи по ликвидированным обособленным подразделениям?
2. Как нужно заполнить Приложения N 5 и N 5а к листу 02 Декларации по налогу на прибыль?
3. Каким образом нужно распределять налоговую базу между головной организацией и обособленными подразделениями, в том числе ликвидированными?
4. В какой налоговый орган нужно подавать декларации по налогу на прибыль в связи с ликвидацией обособленного подразделения?
5. Как произвести возврат из бюджета сумм авансовых платежей, излишне уплаченных по месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 2006 г. N 03-03-04/1/258
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке уплаты налога на прибыль организаций в случае ликвидации в течение 2005 г. обособленного подразделения и сообщает следующее.
Порядок представления налоговой декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен ст. ст. 286 и 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В случаях, когда в течение налогового периода обособленные подразделения ликвидируются, при определении причитающихся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации авансовых платежей по налогу на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений, а также при заполнении Приложений N 5 и N 5а к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация) следует учитывать следующее.
При ликвидации обособленного подразделения после представления в налоговые органы соответствующих Деклараций за последний отчетный период налогоплательщик вправе представить уточненные Декларации. В уточненных Декларациях по ликвидированному обособленному подразделению снимаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные на квартал, в котором произошла ликвидация обособленного подразделения, и одновременно увеличиваются эти платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений.
Учитывая, что Декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в Декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было ликвидировано.
Следовательно, по ликвидированному обособленному подразделению за отчетные периоды, следующие за последним отчетным периодом до ликвидации, в Приложении N 5а к листу 02 Декларации заполняются только строки 040, 090, 110, 130 и 190. Данные этих строк сохраняются без изменения в течение последующих отчетных периодов и за налоговый период (при условии, что за последующие отчетные периоды и за налоговый период в целом по организации налоговая база превышала ее размер за отчетный период до ликвидации обособленного подразделения). Строка 170 Приложения N 5а заполняется в случае, если на квартал, в котором ликвидировано обособленное подразделение, ему были исчислены ежемесячные авансовые платежи и уточненные Декларации не представлялись.
В Декларациях, представляемых в налоговый орган по месту постановки на учет организации (головной организации), в Приложении N 5 к листу 02 в графе 5 указываются показатели в целом по организации без данных по ликвидированным обособленным подразделениям.
В случае, когда налоговая база в целом по организации (строка 020 графы 3 Приложения N 5 к листу 02 Декларации) нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в котором действовали ликвидированные впоследствии обособленные подразделения, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированные обособленные подразделения. Для этого организация сначала определяет налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором они действовали. Например, за I квартал налоговая база организации составляла 1000 единиц, доля налоговой базы по ликвидированным в апреле обособленным подразделениям была определена в размере 20% и составляла 200 единиц. За I полугодие налоговая база по организации уменьшилась по сравнению с налоговой базой за I квартал и составила 300 единиц. По ликвидированным обособленным подразделениям она составит 60 единиц (20% от 300).
Далее налоговая база организации за I полугодие уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям (300 - 60 = 240). Оставшаяся налоговая база (240 единиц) принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.
Если же организацией за I полугодие получен убыток, то вся начисленная за этот период сумма авансовых платежей налога на прибыль (включая ежемесячные авансовые платежи) подлежит уменьшению, в том числе и в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что после снятия организации с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения уточненные налоговые Декларации и Декларации за последующие отчетные (налоговые) периоды по этому обособленному подразделению представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной организации).
Вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, должен рассматриваться налоговым органом, на учете в котором состоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
17.03.2006